Оффшоры налоговые льготы

6.5. Зоны льготного налогообложения (оффшоры) Бесплатная юридическая консультация: Страны, устанавливающие сверхмягкий режима налогообложения для привлечения под свою налоговую юрисдикцию ино-странных.

6.5. Зоны льготного налогообложения (оффшоры)


Бесплатная юридическая консультация:

Страны, устанавливающие сверхмягкий режима налогообложения для привлечения под свою налоговую юрисдикцию ино-странных фирм, называют налоговыми убежищами. От налогового убежища следует отличать налоговый оазис — территорию в пределах одного государства, на которой действует на постоянной или временной основе льготный порядок налогообложения.

Оглавление:

К налоговым оазисам относятся, как правило, порты, экономические зоны, зоны свободного предпринимательства и т. д., в которых действует особый режим налогообложения, стимулирующий привлечение иностранных инвестиций и предпринимательскую деятельность. 1. На указанное отличие обращает внимание А. Козырин, считая целесообразным терминологическое разделение понятий «налоговое убежище» и «налоговый оазис» для того, чтобы показать различия правовых источников формирования льготных налоговых режимов: международное или иностранное право — в случае налогового убежища; национальное право — в случае налогового оазиса. Этот автор разделяет все оффшорные государ-ства на две группы. К первой, по его мнению, относятся некоторые развивающиеся страны, активно проводящие политику привлечения иностранных капиталов посредством льготного налогообложения. Вторая группа стран характеризуется тем, что относительные льготы в налогообложении возникают там применительно к некоторым видам доходов и обусловлены особенностями внутреннего законодательства.

Среди налоговых убежищ выделяется ряд стран, которые в целях привлечения иностранного капитала взимают мизерные налоги или совсем отказываются от их взимания. Эти страны почти целиком строят свое благосостояние на предоставлении оффшорного режима и обслуживании оффшорных сделок. Большинство из них расположено на островах, что и дало название данному явлению (англ. off-shore — на расстоянии от берега, за границей).

Термин «оффшор» впервые появился в одной из газет на восточном побережье США в конце 50-х гг. Речь шла о финансовой организации, избежавшей правительственного контроля путем географической избирательности. Другими словами, компания переместила деятельность, которую правительство США намеревалось контролировать и регулировать, на территорию с благоприятным налоговым климатом. Именно поэтому, по мнению некоторых авторов, «оффшор» — понятие не юридическое, а экономико-географическое.

Основное условие функционирования оффшорных юрисдик- ций заключается в том, что предприятия, регистрируемые в оффшорной зоне, но не ведущие хозяйственную деятельность на данной территории и не использующие местные ресурсы, получают право на уплату налогов по льготным ставкам. Следовательно, сущность использования оффшорного механизма заключается в юридическом перенесении объектов налогообложения из юрисдикции с высоким уровнем налогообложения в юрисдикции с низким уровнем налогообложения.


Бесплатная юридическая консультация:

Юридической предпосылкой для применения оффшорных механизмов и защиты капитала от национального налогообложения является территориальная ограниченность налогового суверенитета государства, в результате чего путем регистрации субъекта в оффшорной зоне и происходит юридический перенос налогообложения в другую страну и уход из-под контроля страны — учредителя оффшорной компании.

Выделяются шесть основных типов налоговых юрисдикции в зависимости от наличия следующих их признаков:

доходы не облагаются налогами вообще;

от налогообложения освобождаются определенные виды деятельности и предприятий;

налогообложение отдельных видов предпринимательской деятельности осуществляется на основе пониженных ставок налогов;


Бесплатная юридическая консультация:

льготное налогообложение распространяется только на компании определенной организационно-правовой формы, например холдинги;

льготное налогообложение предусмотрено только для орга-низаций-нерезидентов;

не облагаются налогами доходы, полученные резидентами

за пределами данного государства или территории .

К налоговым убежищам предъявляются и другие требования и в первую очередь соблюдение банковской и коммерческой тайны. Важны также отсутствие соглашений с другими странами о предоставлении информации, менее строгий валютный контроль, политическая стабильность, гарантии безопасности и эффективности предпринимательства.


Бесплатная юридическая консультация:

В целях борьбы с вывозом капитала в оффшорные зоны в национальном налоговом законодательстве большинства государств устанавливается принцип «резидентства» капитала, согласно которому государства осуществляют распространение своей налоговой юрисдикции за территориальные границы страны. Вводятся налоги на вывоз капитала, лицензирование операций, связанных с движением капитала, и т. д. На территории самих государств создаются собственные налоговые оазисы и центры (оффшорная банковская зона в Нью-Йорке, оффшорные зоны в Лондоне, Париже, Франкфурте-на-Майне, Монреале) и т. д.

Создание российскими резидентами оффшорных компаний не запрещено; кроме того, их применение с юридической точки зрения не считается нарушением налогового законодательства.

Однако в ряде случаев при создании таких компаний необходимо выполнить ряд общих условий, связанных в основном с ва-лютным регулированием.

На территории Российской Федерации также существуют зоны (регионы) льготного налогообложения. Под ними понимают-ся территории, имеющие более низкий уровень налогообложения по сравнению с общеустановленным. В основе подобных различий, прежде всего, лежит разделение предметов ведения и полномочий в части налогообложения между Российской Федерацией, входящими в нее субъектами и административно-территориальными образованиями.

В России в настоящее время имеются две особые экономические зоны — Калининградская и Магаданская области, в которых также установлены специальные налоговые режимы. Особая экономическая зона в Магаданской области действует с 1999 г. Федеральный закон от 31 мая 1999 г. «Об особой экономической зоне в Магаданской области» (ст. 5) устанавливает налоговый режим особой экономической зоны. Участники особой экономической зоны освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ) до 31 декабря 2005 г.


Бесплатная юридическая консультация:

В период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2014 г. участники особой экономической зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории особой экономической зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и со-циальной сферы на территории Магаданской области.

В Калининградской области особая экономическая зона создана в 1996 г. Федеральный закон от 22 января 1996 г. «Об особой экономической зоне в Калининградской области»2 (ст. 7 и 10) устанавливает налоговые льготы в соответствии с налоговым законодательством РФ и законодательством Калининградской области, также льготный таможенный режим.

Для организаций, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образованиях в силу Закона РФ от 14 июля 1992 г.

«О закрытом административно-территориальном образовании» (ст. 5) действует специальный налоговый режим, предусматривающий дополнительные льготы по налогам и сборам, которые предоставляются соответствующими органами местного самоуправления. Перечень закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) утвержден постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 508.

Кроме того, Федеральные законы «О федеральном бюджете на 2005 год» (ст. 46) установлен особый порядок предоставления налоговых льгот в г. Байконуре.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://knigi.news/nalog/zonyi-lgotnogo-nalogooblojeniya-21985.html

Что такое налоговые оффшоры

Налоговыми оффшорами чаще всего пользуются крупные компании, желающие минимизировать расходы, связанные с финансовыми обязательствами. В оффшорных зонах законодательство предусматривает низкие ставки по налогам или полное освобождение от данных выплат. Компании могут не беспокоиться и за те деньги, которые хранятся в банках оффшоров: финансы сохранятся в любом случае.

Что скрывается за термином оффшорные зоны

Ни в международном, ни в российском законодательстве не существует определения, которое бы раскрыло понятие оффшоров. С экономической точки зрения под оффшором понимается территория какого-либо государства или ее часть, где созданы особые условия для организаций, ведущих свою деятельность в других странах. В РФ есть много компаний, которые работают в соответствии с оффшорными схемами.

Система функционирует на основе законодательства страны, относящейся к оффшорной зоне. Местными законами устанавливаются очень низкие налоговые ставки или определенная сумма, которую должен оплатить налогоплательщик. Но и от последнего требуется исправно рассчитываться по своим обязательствам. Только это гарантирует, что сохранится тайна капитала, размещенного им в оффшорной зоне.

Лицо, зарегистрированное в качестве налогоплательщика на территории оффшора, чисто перед законом своей страны: независимо от того, где заработан капитал, налоги с доходов будут уплачиваться им в соответствии с нормами оффшорной зоны. То есть отчитываться перед налоговыми органами своей страны или страны, на которой ведется бизнес, не надо. Это касается как физических, так и юридических лиц.


Бесплатная юридическая консультация:

Оффшоризация бывает 2 видов — полная и налоговая. При первой компании не обязаны предоставлять отчеты о своей деятельности, а также декларировать ее. При этом налоговая нагрузка очень низкая, представленная или небольшими налоговыми ставками, или определенной суммой, или полным отсутствием каких-либо выплат.

Список стран

Среди зон с таким типом оффшоризации следующие:

  • Виргинские острова;
  • Белиз;
  • Сент Китс и Невис;
  • Доминикана;
  • Кипр;
  • Сейшельские острова.

Ставки налогообложения в оффшорах второго типа тоже крайне низкие, но налогоплательщик обязан отчитываться по собственным доходам и полученной прибыли. Среди таких стран следующие:

Пальму первенства среди оффшорных зон держат Виргинские острова. Количество зарегистрированных на их территории физических и юридических лиц больше, чем где-либо. Здесь очень просто зарегистрировать компанию, налогообложение нулевое, не требуется отчетность, сохраняется полная конфиденциальность.

Подобная ситуация наблюдается и на Сейшелах. Но эта зона несколько отстает от Виргинских островов, так как образовалась не так давно, поэтому только начинает набирать обороты.

Бесплатная юридическая консультация:

Налогообложение в зонах оффшора

Размер налога в оффшоре значительно меньше, чем в какой-либо стране, а часто и вовсе отсутствует. Уплачивают его юридические и физические лица, зарегистрированные на данной территории в качестве налогоплательщика, причем находиться компания может и вне зоны.

Основные преимущества ведения деятельности в соответствии с оффшорными схемами перечислены в следующей таблице;

Достаточное количество юридических и физических лиц пользуются услугами оффшорных компаний, так как не приходится платить государству 20% от полученной прибыли. Законная схема обогащения выглядит весьма привлекательно.

Смотрите в видео: перечень оффшорных зон и схема работы.

Налогообложение российских компаний, находящихся в оффшорах

Долгое время в РФ действовала схема, позволяющая выводить из страны миллиарды долларов. Почти 90% крупного российского бизнеса находятся в оффшорных зонах. С их доходов государство не получает налогов. Но в 2015 году начал действовать закон, направленный против данных схем (он имеет даже соответствующее название — «Антиоффшорный закон»).


Бесплатная юридическая консультация:

Пока действует переходный период — до 2019 года. За это время весь оффшорный бизнес должен быть возвращен в РФ. В соответствии с данным законом Налоговый кодекс пополнился новой главой.

Ее суть заключается в том, что физические и юридические лица, чья деятельность проходит на российской территории, обязаны отчитываться в налоговых органах о том, что участвуют в контролируемых иностранных компаниях (КИК). Также их обязывают платить подоходный налог с получаемой от данной деятельности прибыли.

Под действие данного закона попадают те компании, которые зарегистрированы не на российской территории, но их владельцы находятся большую часть налогового периода в России. Под действие закона попадают те организации, у которых прибыль превысила 30 млн рублей.

Советуем посмотреть видео: специальные экономические зоны для ведения бизнеса.

За неисполнение требований закона налогоплательщики будут подвергаться штрафным санкциям.


Бесплатная юридическая консультация:

Если лицо (как юридическое, так и физическое) не сообщает об участии в КИК, то на него накладывается штраф в суммерублей.

Если компания все-таки сообщает об этом, но не платит налоги, то на нее накладывается штраф в размере 20% от суммы неуплаченных налогов или владельца ждет уголовное наказание.

Источник: http://visasam.ru/emigration/svoedelo/nalogovye-offshory.html

Что такое оффшорный налог? Налогообложение в оффшоре для российских компаний

Оффшор или оффшорная зона – страна или часть ее, на которой действуют особые условия для компаний, чья деятельность ведется в другой стране. Схема ведения бизнеса через оффшоры не нова и выгодна. В России действует много компаний, использующих схемы с оффорами. Насколько выгодно вести такой бизнес? Платит ли оффшорная компания налоги? Нужно ли платить оффшорный налог? Об этом будет говориться в данной статье.

Оптимальные варианты налогообложения, открытие компаний и счетов в оффшорных зонах, помощь в выборе готовых оффшоров.


Бесплатная юридическая консультация:

Оффшорный налог — это налог, который уплачивается в оффшорной зоне. При этом компания физически может находится вне этой зоны. Размер оффшорного налога может быть значительно меньше или отсутствовать вовсе. Как такового понятия «оффшорный налог» не существует.

Почему многие выбирают оффшор?

Оффшор переводится с английского выражения: offshore–«вне берега», что довольно точно описывает суть этого явления. Можно перечислить несколько основных преимуществ использования данных компаний.

Видно, что преимуществ, которые позволят быстрее обогащаться, не отдавая государству 20% своей прибыли и все происходит законно, хватает. Поэтому, немало компаний прибегает к услугам оффшорных компаний.

Налогообложение оффшорных компаний в России

В России 90% крупного бизнеса и всего флота находится в оффшорах, куда утекают миллиарды долларов, с которых государство не получает никаких налогов. Долгое время данная схема действовала, и не было эффективных мер по пресечению такой утечки капитала.

С 1 января 2015 года вступил в действие так называемый «Антиоффшорный закон» с переходным периодом до 2019 года, который призван вернуть весь оффшорный бизнес в Россию. Насколько он эффективный будет рассматриваться дальше. Данный федеральный закон стал новой главой к действующему Налоговому кодексу РФ, в которой говорится о контролируемой иностранной компании (КИК) и контролирующих их лицах. Суть поправок в том, что теперь юридические и физические лица, проживающие и ведущие деятельность в основном на территории РФ, обязаны сообщить в налоговые органы о своем участии в КИК и начать платить подоходный налог с прибыли от такой деятельности. Подать эти данные закон позволял до 15 июня 2015 года. За это время физические и юридические лица должны были собрать всю информации о своих долях и своих доходах, чтобы уведомить налоговые органы. Либо за этот срок они должны продать свои доли в КИК или ликвидировать эти компании.

Кто попадает под действие закона?

Итак, что же такое КИК? Это организация, которая находится за пределами РФ, но при этом ее владельцы являются налоговыми резидентами РФ, то есть проводят большую часть года в России и имеют долю в капитале компании более 25%. Кроме того, чтобы иностранная компания попала под действие нового закона, ее прибыль за 2016 год должна превышать 30 млн рублей. Если компания удовлетворяет всем этим признакам, то ее владелец, будь то физическое или юридическое лицо, должно заплатить подоходный налог, 13% или 20% соответственно.


Бесплатная юридическая консультация:

Какие штрафы за неисполнение налогового законодательства?

Если не сообщить вовремя о своем участии в КИК или указать неверно данные, придется уплатить штрафтыс. руб. Если сообщить все верно и вовремя, но не платить налогов, наказание такое же, как для всех налогоплательщиков страны – штраф в размере 20% неуплаченного налога и возможное уголовное преследование за уклонение от уплаты налогов.

Как избежать уплаты налогов?

Закон приводит несколько случаев, когда КИК освобождается от налогов в России:

  • Закон распространяется на тех владельцев, которые большую часть года (183 дня) проводят в России, поэтому чтобы избежать уплаты налогов, достаточно переехать или частично перенести управление за границу.
  • Закон не распространяется на компании, зарегистрированные в странах Евразийского экономического союза (Армения, Беларусь, Киргизия, Казахстан). Достаточно юридически компанию перенести в эти страны и можно не платить налоги в России. В этих странах есть варианты с классическими оффшорными схемами, и налоги тоже не придется платить

Будет ли успешен новый законопроект?

Принятый законопроект уже действует некоторое время, кроме того была объявлена налоговая амнистия для выведенных за пределы страны денег, полученных криминальным путем. Но как показывает время, денежные потоки из страны не уменьшаются, а лишь увеличиваются. Во многом это связано с выборочностью закона, который позволяет довольно легко его обойти любой крупной компании, а малый и средний бизнес даже не подпадают под его действие. Стоит ожидать дальнейшего ухода бизнеса в «тень». Кроме того, в налоговой системе не хватает административных ресурсов, чтобы вести контроль над исполнением закона. Они не выделялись, так как изначально не была ясна, какую выгоду может получить государство от нового закона. Практика показывает, что расходы по-прежнему превышают доходы.

Регистрация оффшорных компании за 1 день от $1 000.

Источник: http://xn--80ajpfhbgomfh1b.xn--p1ai/blog/offshory/nalogi-v-offshore/


Бесплатная юридическая консультация:

Специфика налогообложения в оффшорных зонах

Специфика налогообложения в оффшорных зонах

В современных экономических условиях особое значение отводится совершенствованию налоговой системы на макроэкономическом (государственном) уровне и микроуровне субъектов предпринимательской деятельности. Важная роль при этом придается использованию налоговых рычагов регулирования экономики и грамотному налоговому планированию хозяйствующих субъектов.

Недооценка стимулирующего воздействия реформы налоговой системы на экономику приводит к росту налогового давления, препятствует активному инвестированию и, как следствие, к утечке капитала за рубеж при общем снижении налоговой дисциплины.

С макроэкономических позиций необходимы регулирующие меры по поддержке отдельных регионов и сфер, сдерживанию безработицы и выполнению государством функций по социальной защите населения при совершенствовании системы налогообложения.

Мировой опыт развития рыночной экономики показывает целесообразность создания в отдельных регионах так называемых оффшорных зон, т. е. избирательных территорий, в которых при благоприятном налоговом климате предпринимательская деятельность находится под регулирующим контролем государства.


Бесплатная юридическая консультация:

В Российской Федерации существует несколько территорий, аналогичных оффшорным и подпадающих под статус «свободная экономическая зона».

Создание свободных экономических зон (СЭЗ) на территории РФ началось в 1990 г. В отсутствие закона о СЭЗ правовой базой их развития послужили Постановления Верховного Совета РФ от 14 июля 1990 г. и 13 сентября 1990 г. «О создании зон свободного предпринимательства», Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории РФ» от 4 июля 1992 г., а также нормативные акты по каждой отдельной СЭЗ.

В1 гг. СЭЗ были учреждены на территории Приморского края («Находка»), в Санкт-Петербурге и Выборге, Сахалинской области. Кемеровской области («Кузбасс»), Новгородской области («Садко»), Еврейской АО («Ева»), Читинской области («Даурия»), Алтайском крае («Алтай»), Калининградской области («Янтарь») и «Технополис Зеленоград».

Всем СЭЗ предоставляются льготные налоговые и таможенные режимы с упрощенным порядком осуществления экспортно-импортных операций и создания совместных и иностранных предприятий.

В 1993 г. принято решение о свободных таможенных зонах «Шереметьево», «Московский франко-порт» (Внуково) и «Франко-порт терминал» (на территории Западного речного порта в Москве), в 1994 г. была учреждена зона экономического благоприятствования в Республике Ингушетия, в которой деятельность осуществляет государственная корпорация БИН.


Бесплатная юридическая консультация:

К сожалению, в связи с большой макроэкономической специфичностью российских регионов не разработан механизм, позволяющий четко увязать факторы, в результате которых возникает необходимость создания оффшорных зон, и с четкой методикой их функционирования.

Мировой опыт показывает, что при создании оффшорной зоны основными факторами являются:

  • 1) наличие или отсутствие природных ресурсов;
  • 2) приграничное расположение, определяющее возможность внешнеэкономических связей;
  • 3) принадлежность к зоне повышенного предпринимательского риска (политическая и экономическая нестабильность, возможность военных действий) и др.;
  • 4) недостаток собственных (финансовых возможностей для стабильного поступательного развития региона).

Существует два вида оффшорных зон:

  • * налоговая гавань, характеризующаяся освобождением от налогообложения доходов иностранного происхождения; т. е. отсутствует налог с дохода, полученного из иностранных источников (Либерия, остров Мэн, Великобритания);
  • * финансовый центр — создающий благоприятный налоговый климат для ведения инвестиционной деятельности.

Такая классификация оффшорных зон обусловлена следующими признаками:

  • * полным или частичным освобождением от отдельных видов налогов, например, отсутствием корпоративного, подоходного налогов с физических лиц, налогов на имущество, наследования, продажу, прирост капитала (Багамские острова);
  • * налоговыми льготами, например низкими ставками по кредитам, субсидируемым правительством на развитие отдельных отраслей (Люксембург);
  • * особым правовым статусом субъектов предпринимательской деятельности (Лихтенштейн, штат Делавар, США);
  • * зависимостью методов налогообложения от типов компаний, получающих статус структур, освобожденных от налогообложения, например, коллективные инвестиционные фонды — холдинги (Гибралтар, острова Джерси и Гернси);
  • * преимуществами развития отдельных сфер деятельности (банковской, страховой — Люксембург, финансовой — Швейцария);
  • * широко развитой инфраструктурой бизнеса (Кипр);
  • * отсутствием валютного контроля (Ирландия, Нидерланды и Антильские острова) и свободной конвертируемости местной валюты (Багамские острова);
  • * конфиденциальностью информации о доходах клиентов (Вануату);
  • * секретностью банковской информации (Швейцария);
  • * политической стабильностью (Венгрия);
  • * возможностью получения вида на жительство (Гибралтар),

В зависимости от методов налогового планирования,* используемого предпринимателями в соответствии с особенностями исторического, политического и экономического характера региона, различают и оффшорные зоны.


Бесплатная юридическая консультация:

  • * Налоговое планирование представляет собой программу, использующую в целях эффективного управления финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов любую законно допустимую возможность оптимизации налогооблагаемой базы (экономию собственных средств, уменьшающую зависимость от внешних источников финансирования). Размещение капитала в оффшорных зонах представляет собой метод налогового планирования.
  • 1. Льготное налогообложение (предполагает фиксированный ежегодный платеж (пошлину) или понижение ставок налогообложения).
  • 2. Налоговые каникулы и налоговые льготы (Лихтенштейн).
  • 3. Перемещение капитала от центральной компании дочерним отделениям за рубеж (трасты в Гонконге).
  • 4. Совмещение различных сфер деятельности в рамках финансово-промышленных групп (ФПГ) в разных регионах, когда капитал не выходит за рамки структур ФПГ (слияние производственной, банковской, финансовой, страховой деятельности отдельных структур одной ФПГ).
  • 5. Использование механизма кредитования, инвестирования, страхования, перестрахования для оптимально эффективного размещения капитала.
  • 6. Разработка финансовых схем с учетом структурных, финансовых, страховых механизмов для оптимизации налогооблагаемой базы.
  • 7. Использование льготных ставок налогообложения при дешевых ресурсах (сырья, рабочей силы и т.д.) для расширения производства.
  • 8. Перемещение юридического лица на территории большего экономического благоприятствования.

Изучение международного опыта функционирования оффшорных зон позволяет выделить применимые и в России основные преимущества их существования.

  • 1) Решение макроэкономических задач развития отдельных регионов (в РФ — Восточный регион, Сибирь и районы Крайнего Севера);
  • 2) Возможность эффективного управления финансовыми ресурсами предпринимателей различных сфер деятельности.

В России, где показатели развития экономики отдельных регионов крайне неудовлетворительны, создание зон экономического благоприятствования и выработка четкого механизма их функционирования позволят улучшить экономическое и социальное развитие отдельных регионов и Российской Федерации в целом.

Основные принципы налогообложения оффшорных зон в России.

Большинство стран облагает налогом доходы юридических и физических лиц, полученные в этих странах.

В России (как и в США) взимаются налоги с налогоплательщиков (юридических лиц) в соответствии с их доходами, полученными в разных странах на основании гражданства (резидентности). В России, как и во многих странах, компания считается резидентной по месту ее регистрации.


Бесплатная юридическая консультация:

В соответствии с принципом, положенным в основу налогообложения оффшорных компаний, действующих в России, они являются иностранными юридическими лицами, налогообложение которых регулируется законами и положениями о налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц. При этом законодательно закреплен принцип двойного налогообложения иностранного юридического лица по ставкам, соответствующим видам деятельности, приносящей доход на территории Российской Федерации.*

* Инструкция Госналогслужбы РФ «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц» от 16 июня 1995 г. № 34 и правительственные соглашения об избежании двойного налогообложения между страной регистрации инофирмы и Россией.

Однако внимательное изучение законов, регламентирующих деятельность таких фирм, позволяет, используя методы налогового планирования, оптимизировать базу налогообложения.

В случае, если иностранное юридическое лицо действует через представителя — резидента страны регистрации, оно не попадает под действие закона о налогообложении иностранных юридических лиц.

Широкие возможности для оптимизации налогооблагаемой базы появляются при создании совместного предприятия с учетом правовых форм для юридических лиц, которым владеют и управляют граждане российской и оффшорной компаний. оффшорный налоговый свободный экономический


Бесплатная юридическая консультация:

Экономические преимущества работы через оффшорную компанию заключаются в следующем:

  • * возможности открытия рублевого и валютного счетов;
  • * беспошлинного ввоза оборудования;
  • * полного исполнения затрат и применения системы льгот и т.д.

Преимущества оффшорных фондов. По степени привлекательности законы стран — оффшорных зон имеют существенные различия. Некоторые международные финансовые центры являются маленькими островными государствами со слабо развитой экономикой, небольшими запасами природных ресурсов, высоким уровнем безработицы и низкой платежеспособностью граждан (Виргинские, Антильские, Багамские, Бермудские и Нормандские острова, Гонконг и Сингапур). Поэтому они создают самые благоприятные условия для развития оффшорной индустрии и првлечения инвестиций.

Приняв либеральные налоговые законы и правила выдачи лицензий на осуществление определенного вида деятельности, эти государства могут привлечь иностранный капитал.

Льготы, предоставляемые этими странами, способствуют стремительному росту индустрии оффшорных фондов. Причинами такого роста являются следующие преимущества оффшорных фондов по сравнению с местными фондами:

  • * налоговые преимущества — оффшорные фонды не платят налога на прирост капитала. Дивиденды и проценты облагаются сокращенным налогом или освобождаются от налогов полностью, способствуя тем самым эффективности капиталовложений;
  • * минимальное регулирование — достаточной квалификацией учредителей фонда считается прошлый деловой опыт;
  • * инвестиционная гибкость — оффшорные фонды имеют большее число вариантов инвестирования, что позволяет им сосредоточиться на особых проектах или выбирать зоны с высокими доходами регулировать свои активы;
  • * диверсификация рисков — за счет географического рассредоточения активов оффшорного фонда уменьшается степень риска;
  • * конфиденциальность информации;
  • * увеличение прибыли за счет гибкой стратегии действий.

Обычно оффшорный фонд действует совместно с корпорациями, банками и инвестиционными компаниями, зарегистрированными в других странах.


Бесплатная юридическая консультация:

Важное практическое значение для российского рынка имело письмо Госналогслужбы РФ от 1 июня 1994 г. «О некоторых вопросах налогообложения иностранных инвестиций», освобождающего от НДС кредиты, полученные российскими организациями от иностранных банков и кредитных учреждений. Это легализовало капитал оффшорных компаний на российском рынке.

Существуют следующие виды оффшорных компаний.

1. Холдинговая компания, зарегистрированная в оффшорной зоне, где не взимаются подоходный и корпоративный налоги, которая получает возможность через сеть филиалов извлекать дополнительную прибыль, аккумулируя свой капитал в зоне, свободной от налогов, и не подвергая налогообложению доходы от процентов по депозитам, которые холдинг может инвестировать или расширить сеть филиалов.

Холдинг как организационная форма эффективна для гибкого планирования налогов структур, входящих в его состав.

  • 2. Торговые компании пользуются особой популярностью на международных рынках. Экспортно-импортные операции по схеме, когда оффшорная компания принимает заказы от клиентов и поставляет товар напрямую от производителя, позволяют планировать выплаты пошлин и акцизов, аккумулируя прибыль от реализации без налогообложения.
  • 3. Оффшорные банки и трастовые компании. С помощью оффшорных филиалов и отделений банков в налоговых гаванях и финансовых центрах можно получать прибыль без уплаты налога, участвовать в международных соглашениях и оказывать помощь клиентам в открытии иностранных компаний и трастов.

Оффшорное банковское дело четко разграничивает налоговые гавани в финансовые центры. Например, в Сингапуре не взимается налогов с процентов по вкладам, выплачиваемым нерезидентами.


Бесплатная юридическая консультация:

В США в Великобритании традиционно не облагаются подоходным и имущественным налогами банковские вклады иностранцев, а в Швейцарии не взимают налог с процентов по банковским вкладам.

Американские, английские и канадские банки открывают оффшорные филиалы в основном для иностранной трастовой деятельности, а Швейцарские банки — для выплаты свободных от налогов процентов по вкладам иностранных банков без уплаты налогов в Швейцарии. Поэтому крупные международные компании предпочитают иметь дело с филиалами оффшорных банков, поскольку последние имеют огромные кредитные возможности.

4. Страховые компании. С целью уменьшения предпринимательского риска крупные предприятия создают собственные страховые организации. В основном они открываются на Бермудских, Багамских, Каймановых островах, в Уругвае и на острове Гернси.

Используя механизм самострахования, международные компании могут создавать страховой резерв. Однако законодательства многих стран не позволяют перевозить этот резерв за пределы страны. Но по законам некоторых стран страховые выплаты вычитаются из суммы налогооблагаемой прибыли.

Крупная компания (страхователь), филиалы которой каждый год уплачивают страховые премии, может их сэкономить, открыв собственное страховое отделение, которое перестраховывает риски в крупных перестраховочных компаниях.

Значительные налоговые льготы для страховых компаний предоставил Люксембург. В отделении страховой компании формируется свободный от налогов резерв на случай возникновения возможных убытков, превышающий в 20 раз ежегодный чистый страховой доход.

Страховое отделение, зарегистрированное в налоговой гавани (например, на Бермудских и Багамских островах), может получить значительную прибыль, размещая страховые резервы до передачи их в перестрахование. По договору страхования страхователь платит страховые взносы в виде аванса, а перестраховочные взносы не перечисляются до конца периода.

  • 5. Риэлтерские компании. Приобретение собственности через оффшорные компании позволяет получить следующие значительные налоговые преимущества:
    • * не взимается налог от дальнейшей реализации имущества;
    • * облегчается продажа недвижимости;
    • * возможно финансирование собственности путем получения банковского займа;
    • * достигается возможность паевого владения собственностью;
    • * наличие собственности частного лица во владении оффшорной компании позволяет не уплачивать налог на имущество, отменяет принудительное право наследования, позволяя владельцу недвижимости завещать ее любому лицу путем передачи пакета акций компании;
    • * при переоформлении права собственности уменьшается налог на продажу и стоимость нотариальных услуг, причем они варьируются в зависимости от стоимости недвижимости.
  • 6. Компании, предоставляющие профессиональные услуги. Благодаря контрактам с оффшорными компаниями (на право получения гонорара консультантами, артистами, авторами и т.д.) происходит структурирование выплаты гонораров для минимизации подоходного налога.
  • 7. Пароходство. Использование оффшорных пароходств может полностью исключить прямое или косвенное налогообложение (Кипр, Панама, Либерия, остров Мэн и Гибралтар).

Таким образом, деятельность компаний в оффшорных зонах предполагает, с одной стороны, полное использование методов финансового управления, а с другой, позволяет развивать инфраструктуру отдельных регионов.

Поэтому изучение мирового опыта функционирования оффшорных зон позволяет проектировать его на российскую действительность с целью экономического развития регионов и Российской Федерации в целом.

Источник: http://vuzlit.ru//spetsifika_nalogooblozheniya_v_offshornyh_zonah

Оффшорные зоны России: список, плюсы и минусы.

Оффшорные зоны России не так известны широкому кругу бизнесменов и не пользуются такой популярностью, как «налоговые гавани» за рубежом. Это в первую очередь связано с низким уровнем развития таких территорий, нестабильной экономической ситуацией внутри государства, несовершенным законодательством. Да и название этих зон в России другое: тут они функционируют как свободные или особые экономические зоны.

Разновидности оффшоров

  • внешними – находиться за пределами РФ (Швейцария, Сейшелы, Панама и т. д.)
  • внутренними – размещаться на территории страны (Калмыкия, Калининград и т. д.).

Создание и регулирование деятельности внутренних оффшоров осуществляется на основании ФЗ № 116 от 22.07.2005 (посл. изм. от 13.07.2015) «Об особых экономических зонах в РФ».

В соответствии с этим законодательным актом, особой экономической зоной называют ту часть территории РФ, на которой, согласно решению правительства, установлен специальный режим налогообложения; также некоторые регионы являются зоной свободного таможенного контроля.

Главной целью установления таких льгот является развитие территорий, где будут действовать либеральные правила ведения бизнеса.

Оффшорные зоны РФ

Таким образом, на территории РФ созданы специальные экономические зоны, которые по принципам своего функционирования являются аналогами зарубежных оффшоров. Для всех юридических лиц-резидентов, которые зарегистрируются в этих зонах, предусмотрены льготные условия налогообложения, упрощенная процедура регистрации, беспошлинный ввоз сырья и вывоз готовой продукции.

Список оффшорных зон России состоит из 25 территорий.

Все они разделены на 4 вида в зависимости от того, на какие именно направления экономики будет делаться основной акцент в развитии и стимулировании бизнеса в конкретном регионе:

  1. Промышленно-производственные. Представлены 5 зонами: Алабуга, Липецк, Титановая долина, Тольятти, Моглино.
  2. Технико-внедренческие. Также в наличии 5 территорий: Дубна, Томск, Зеленоград, Санкт-Петербург, Иннополис.
  3. Туристско-рекреационные. Наибольшее количество – 12 территорий: Ворота Байкала, Куршская Коса и т. д.;
  4. Портовые. Созданы всего 3 зоны: Мурманск, Ульяновск, Хабаровск.

Все зоны созданы на 20 лет, кроме технико-внедренческих – срок их функционирования ограничен 15 годами.

Виды льгот

Любая оффшорная зона России предусматривает следующие налоговые льготы:

  1. для всех резидентов, которые зарегистрированы на этих территориях, устанавливается пониженная ставка налога на прибыль, который они уплачивают в бюджеты экономических зон;
  2. предоставляются преференции по транспортному налогу. Для всех инвесторов льгота начисляется с момента регистрации транспорта;
  3. все инвесторы освобождаются от уплаты налога на землю на срок 5-10 лет, в зависимости от территории;
  4. освобождение от уплаты налога на имущество в течение 5-10 лет, при условии:
  • что имущество было куплено с целью осуществления деятельности на территории зоны;
  • это имущество находится на территории оффшора;
  • собственность действительно используется в производстве.

Кроме общих льгот, применяются еще специализированные, которые действуют в определенных типах зон:

  • бизнесмены, пожелавшие зарегистрироваться в промышленно-производственных или туристических зонах, могут в бухучете применять ускоренную амортизацию;
  • резиденты технико-внедренческой зоны начисляют страховые взносы в Фонд соцстраха в течение гг. по пониженным коэффициентам.

В чем недостатки

Оффшоры в России работают по тому принципу, что, независимо от места осуществления деятельности, юрлицо платит налоги по месту своей регистрации. Это и является самой главной проблемой, так как возникает ряд сложностей:

  1. Ведя бизнес не по месту своей регистрации, владелец предприятия столкнется с предвзятостью налоговой инспекции, которой не очень будет понятна схема ведения бизнеса, так как налоговые перечисления будут наполнять бюджет другого федерального субъекта.
  2. Регистрация компании в российском оффшоре, кроме модной приставки к названию, ничего не дает. Отечественные и зарубежные оффшоры просто нельзя сравнивать, настолько существенна разница в размерах налоговых льгот, соблюдении правил конфиденциальности, уровне обслуживания и т. д.
  3. Для компаний, зарегистрированных в специальных налоговых зонах, нет никаких послаблений относительно подачи отчетности. Они, как и все другие юрлица, зарегистрированные на территории РФ, подают ежеквартальные финансовые отчеты, но при этом ведут диалог не с местной фискальной службой региона, где осуществляют свою деятельность, а с налоговой службой того региона, где они зарегистрированы.
  4. Понижение ставки налога практически нивелируется размером фиксированного ежеквартального платежа, который перечисляется в бюджет территории на цели ее развития.
  5. Процедура открытия счета для осуществления международных расчетов для фирм, зарегистрированных в специальных экономических зонах, очень сложна: на практике воспользоваться этим банковским продуктом практически невозможно.
  6. Внутренние оффшоры в России предусматривают размещение денег на счетах исключительно отечественных банков, а это не всегда гарантирует их сохранность. А нестабильность рубля подталкивает всех бизнесменов хранить свои сбережения в твердых валютах, что делать выгоднее и надежней в зарубежных экономических зонах с низким налогообложением.
  7. Стоимость регистрации и содержания фирмы в российском оффшоре значительно выше, чем за границей, а список выгод и возможностей короче.

Единственный позитивный момент – это то, что такое направление только начало развиваться в России, и для производств с большими объемами, которые зарегистрировались в зонах с низким налогообложением, экономия на платежах в бюджет будет заметной.

Источник: http://schetavbanke.com/offshor/strany/offshornye-zony-v-rossii.html

Оффшоры налоговые льготы

Алгоритм расчета показателя

Общий коэф эф налогообложения

Чистая прибыль/ совокупные налоговые издержки

Совокупные налоговые издержки / объем продаж 2

Коэффициент налогообложения доходов

Оборотные налоговые издержки (косвенные + дорожный) / выручка от реализации Т,Р,У 4

Коэффициент налогообложения затрат

Налог издержки, относимые на затраты / совокуп затраты

Коэффициент налогообложения прибыли

Налоговые издержки, относимые на прибыль / прибыль 5

Т.о., одним из важнейших факторов, определяющих эф-ть внутрихозяйственного НМ, является система н/обложения. (общая система, упрощенная, для индивидуального предпри-ства, система вмененного дохода)

Внутренним фактором оптимизации НМ является Учетная политика.

90. Система налогового планирования рассматривается как единство двух подсистем:

Гос-го налогового планир, имеющего целью формирование доходной базы федер и территор бюджетов;

налогового планирования на уровне хозяйствующих субъектов как элемента финансового менеджмента.

Подсистемы имеют разнонапр-ные цели: в первом случае налоговое планир ориентировано на max уровень изъятия налогов в бюджет, а во втором – на min-цию налогов с целью сокращения реальных издержек п/п.

Процесс государственного налогового планирования включает 2 основных направления:

Прогнозирование мобилизации сумм контингентов налоговых платежей на основе макроэкономических показателей (объем ВВП, индекс инфляции, объем товарооборота и др.)

Распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы с целью формирования доходной базы бюджетов территорий.

Прогнозирование поступлений налогов на базе макроэкономических показателей определяет стратегию формирования налоговых доходов на очередной год и среднеср перспективу. Необходимым компонентом налог планирования явл обработка и анализ статистических данных об аккумуляции налогов в бюджет за истекший период, а также информация о возможных изменениях в налоговом законодательстве.

Схема организации планирования налог поступлений

Разграничение налоговых доходов между бюджетами различных уровней представляется не менее важным, поскольку зн. часть доходов региональных бюджетов формируется за счет отчислений от регулирующих налогов.

Конкретное наполнение региональных бюджетов зависит не только от установ пропорций распределения федер налогов, но и от реальных поступлений контингентов этих налогов на соответствующей территории. Прогнозир контингентов налоговых доходов на территории S-ов РФ осущ территор финансовыми управлениями совместно с налог органами на основе данных, характер-щих эк потенциал региона, вкл показатели, опред объем платежей по соответствующим налогам. В то же время оценка реальности поступлений налогов на любом уровне планирования невозможна без учета специфики налогового планир хоз-щих S-ов, которое, преследуя прямо противоположные цели, может внести сущ коррективы в федеральные и региональные прогнозы.

Итак, осн задача налогового планирования и прогнозирования – эк обоснованное обеспечение качественных и кол-ных параметров бюджетных заданий и перспективных программ соц.-экон. развития. На практике в процессе налогового планирования применяются общеизвестные и широко применяемые традиционные методы:

Построение хронологических рядов;

Данные методы не зависят от специфики исследуемых процессов, поэтому применяются и др. подходы, учитывающие специфику процесса. Выделяют следующие количественные методы:

многомерные методы (факторный, кластерный анализ) – использ для обоснования решений, в основе которых лежат многочисленные взаимосвязанные переменные;

регрессивные и корреляционные методы применяются для установления взаимосвязей групп переменных, описывающих деятельность налоговых служб;

имитационные методы применяются тогда, когда переменные, влияющие на маркетинговую ситуацию, не поддаются логике простых решений;

методы теории статистики (методы теории игр, теории массового обслуживания);

детерминированные методы исследования операций (линейное и нелинейное программирование – когда много взаимосвязанных переменных и надо найти оптимальное решение).

Налоговое планирование на уровне хоз субъектов — планирование налоговых обязательств путем воздействия на элементы налога. Это использование налогоплательщиками всех допустимых действующим законодательством ср-в, способов и приемов в целях максимизации сокращения своих налоговых обязательств.

Необходимость налогового планирования обусловлена след. причинами:

естественным стремлением хоз. S-ов к сбережению доходов, сокращению расходов, получению прибыли;

расширением производств. и коммерческой деят без привлечения внешних источников финансирования;

требованиями рыночной конкуренции;

заинтересованностью гос-ва в предоставлении общих и спец. налог. льгот в целях стимулирование той или иной сферы производства, группы налогоплательщиков, регулирования соц.-экон. развития.

В любом хоз-щем субъекте НП базируется на трех основных подходах к минимизации налоговых платежей:

использование льгот по уплате налогов;

разработка учетной политики;

контроль за сроками уплаты налогов.

Налоговое планирование на уровне хоз. субъектов в широком смысле слова можно условно подразделить на четыре этапа ( в некоторых источниках их выделяют 6 или 8):

Решается задача выбора профиля предприн. деятельности, её организационно-правовая форма.

Решается вопрос о выгодном с налоговой точки зрения расположении как самого предприятия, так и его структурных подразделений.

Основной этап – изучаются возможности максимизации полного и правильного использования налоговых льгот, снижения объема налоговых платежей по результатам тек. деятельности налогоплательщиков (при этом на сокращение налоговых обязательств оказывает влияние не только 1 и 2 этапы, но и выгодное с налоговой точки зрения заключение сделки, привлечение финансовых и трудовых ресурсов, кругооборот основных и оборотных средств).

Рациональное с налоговой точки зрения размещение финансовых средств и активов предприятия.

Различают стратегическое и тактическое налоговое планирование. Стратегическое планирование – долговременный курс предприятия в области легального снижения налоговых расходов. Тактическое НП – решение задач III этапа, т.е. вопросы конкретного периода деятельности налогоплательщиков.

Налоговое планирование может осуществляется в след. формах:

контроль налоговых вопросов, выделяемых работником бухгалтерии или фин. отдела;

налоговое планирование и тек. фин. контроль за налоговыми обяз-ми п/п силами спец. отдела;

привлечение внеш. консультантов.

Принципы налогового планирования:

воспитание налоговой культуры.

91. Финансы – это сов-ть ден отношений, организованных гос-вом, в процессе которых осущ-ся формирование и использование общегос фондов ден ср-в для осуществления эк, соц и политических задач.

Финансы выполняют след. основные функции:

регулирующую (финансы Поляка).

Та часть финансов, которая функционирует в сфере мат пр-ва, как, например, финансы п/п, и участвует в процессе создания ден. доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную, но и функцию формирования денежных доходов.

Распределительная функция осуществляется во всех сферах общественной жизни: в мат пр-ве, в немат сфере, в сфере обращения. S-ми распределения на микроуровне выступают юр. и физ. лица, на макроуровне – государство. Объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме.

С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой ст-ти (на микроуровне) и перераспределение этой ст-ти (на макроуровне). Распределительная ф-я охватывает 3 последовательные ступени:

формирование фондов денежных средств

распределение ден. фондов через финансовые инструменты

использ ден фондов призвано обеспечить на микроур расширенное пр-во и существование отдельных членов общества, на макроуровне – улучшение народнохоз пропорций, общегос потребн страны.

Перераспределительный процесс ВВП и НД осущ прежде всего через финансы. При этом используются такие инструменты, как расходы, налоги, кредит, цены. В результате перераспределения формируются общегосударственные фонды – бюджеты всех уровней и внебюджетные социальные фонды.

Контрольная функция. прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих ден отношений. Он пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, за соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций и учреждений. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый финансовый контроль. В процессе реализации контрольной функции выполняются след. операции:

определение стандартов для результатов деятельности;

оценка фактических результатов действий;

Т.о., контрольная функция реализует обратную связь в системе управления экономикой.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством гос-ва с помощью финансов в процесс воспроизв-ва. На микроуровне – эта функция стимулирует деять, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению мат положения работающих. На макроуровне эта ф-я, используя гос. расходы, налоги, госкредит, достигает таких же рез-тов.

Финансы способны количественно и качественно влиять на общественное производство. Количественное влияние характеризуется воздействием финансов на материальные интересы участников воспроизводственного процесса через формы организации финансовых отношений. Возможность количественного влияния определяется объемом мобилизуемых и распределяемых финансовых ресурсов, которые в свою очередь влияют на уровень технической оснащенности и т.д. Качественное воздействие реализуется в том случае, если порядок формирования финансовых ресурсов, условия принципы и методы образования денежных фондов увязаны с экономическими интересами субъектов хозяйствования.

Финансы обладают большими возможностями влияния на экономику, т.к.:

1)финансы обслуживают воспроизводственный процесс,

2)финансы — катализатор экономических процессов (это вытекает из распределительной функции финансов)

3)финансы это средство контроля за соблюдением режима экономии

Следов-но, можно выделить 3 направления финансового воздействия на процессы общественного развития:

1) финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства

2) финансовое регулирование экономических и социальных процессов

3) финансовое стимулирование результатов деятельности.

92. Государственный долг РФ – долговые обяз-ва перед физ и юрид. лицами, иностр. гос-ми, международными орг-циями и иными S-ми международного права, включая обяз-ва по гос гарантиям, предоставл РФ. Гос. долг РФ полностью и без усл обесп-cя всем находящимся в федер собственности имуществом, составляющим гос. казну. (бюджетный кодекс)

Гос. долг – это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обяз-вам гос-ва, вкл начисленные по ним %. Он делится на основной (капитальный) и текущий в зависимости от срока погашения.

Основной (капитальный) гос. долг – вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода.

Текущий гос. долг – задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

По российскому законодательству долговые обязательства РФ могут существовать в форме:

кредит. соглашений и договоров, закл от имени РФ с иностранными гос-ми и междунар фин организ-ми;

государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

договоров о предоставлении РФ гос. гарантий;

переоформление долговых обязательств третьих лиц в гос. долг РФ на основе принятых фед. законов.

В федер долг не вкл долговые обяз-ва национально-гос и админ-вно-тер-ных образований РФ, т.е. муницип займов, если они не гарантированы Прав-вом РФ. Отв-ть по муницип займам несут органы, их выпустившие.

Предельные объемы гос. внутр. долга и гос. внеш. долга, пределы внешних заимствований РФ на очередной фин.год утверждаются федер. законом о федер. бюджете на очередной фин. год с разбивкой долга по формам обеспечения обяз-в. Обслуживание гос. внутреннего долга возложено на Центр банк РФ. Гос. внутр. долг обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;

объем основного долга по кредитам, полученным РФ;

объем осн долга по бюдж-ным ссудам и бюджетным кредитам, полученным от бюджетов др. уровней;

объем обязательств по гос. гарантиям, представленным Российской Федерацией.

В объем гос. внешнего долга включаются:

объем обязательств по гос. гарантиям, представленным Российской Федерацией.

объем осн долга по полученным РФ кредитам прав-в ин гос-в, кред организаций и т.д.

В условиях, когда государственный долг достигает такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременно выполнять свои долговые обязательства, правительство вынуждено прибегать к их пролонгации, т.е. удлинению сроков погашения, или конверсии – уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займам.

Управление государственным долгом представляет собой комплекс мер, предпринимаемых гос-вом в лице его уполномоч органов по опред-ю мест и условий размещения и погашения гос. займов, а также обеспечению и погашению интересов заемщика, инвесторов и кредиторов. В РФ управление осущ. Правительством РФ.

Целью управления гос. долгом явл оптимизация затрат, связанных с фин-ванием дефицита гос. бюджета.

В процессе управления гос. кредитом решаются задачи:

минимизация стоимости долга для заемщика;

недопущения переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания курса;

эф-го использования мобилизованных средств и контроля за целевым использованием выделенных кредитов;

обеспечения своевременного возврата кредитов;

Max решения задач, определенных фин-вой политикой, в частности сохранение иностр капиталов, в стране и переориентировка инвесторов с вывоза полученных доходов из страны на вложение прибыли в развитие пр-ва.

В управлении гос. долгом страны можно выделить след. основные принципы:

безусловности – обеспечение безусловного выполнения гос-вом всех обяз-тв перед инвес-ми и кредиторами;

единства — учет в процессе управления гос. долгом всех видов обязательств;

оптимальности стр-ры – поддержание оптим-ной структуры долговых обяз-в по срокам обращ-я и погашения;

сохранение фин. независимости – поддержание оптимальной структуры долговых обязательств государства между инвесторами-резидентами и инвесторами-нерезидентами;

прозрачности – соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом положении в стране для поддержания высокой кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика.

Одним из широко распространенных методов управления гос. долгом является рефинансирование гос. долга, т.е. погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов.

При управлении гос. долгом между кредиторами и заемщиком могут быть достигнуты соглашения о:

новации – замене обязательств по долгу другими обязательствами ;

унификации – объединении нескольких размещенных ранее долговых обязательств;

конверсии – изменении условий займов, касающихся их доходности;

консолидация – изменение условий обращения займов в части срока их погашения;

отсрочке погашения займов – консолидация при одновр отказе гос-ва от выплаты доходов по займам;

аннулирование гос. долга – отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.

93. Страхование отношения по защите имущ-ных интересов физ и юр лиц при наступлении определенных событий (страх случаев) за счет ден фондов, формируемых из уплачиваемых ими страх взносов (страх премий).

Страхование есть особая сфера перераспред отношений по поводу формир и использования целевых фондов ден ср-в для защиты имущ-ных интересов физ. и юрид. лиц и возмещения им мат ущерба при наступлении неблагопр событий и явлений. Цель создания страх фонда не только обеспечение страх защиты мат части общ-го пр-ва и рабочей силы, но и широких слоев населения. Поэтому страх фонд складывается за счет вычетов из дохода работников сферы мат пр-ва. Однако получаемая ими заработная плата составляет лишь часть созданного ими необходимого продукта. Остальная часть поступает и возвращается к ним ч/з фонды общ-го потребления, которые также являются одним из источников формирования страхового фонда общества.

Страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах.

Добровольное страх-е осущ на основе договора м/у страх-телем и страх-щиком. Правила добровольного страх, определяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страх-ком самостоятельно в соотв с положениями Закона. Конкретные усл страхования определяются при заключении договора страхования.

Обязательным явл страх-е, осущ в силу закона. Определяется соответствующими законами РФ.

Страхователи — юр лица и деесп физ лица, закл со страх-ми договоры страх-я либо явл страх-лями в силу закона. Страх-ли вправе закл со страх-ками договоры о страх-нии третьих лиц в пользу последних (застрахованных лиц).

Страховщики юр, созданные для осущ. страх деят и получившие лицензию на осущ страх деят на тер-рии РФ.

Страх агенты — физ или юр лица, действ-е от имени страх-ка и по его поручению.

Страх брокеры — юр или физ лица, зарегистр в установл порядке в качестве предпр-лей, осуществляющие посредническую деят по страх-ю от своего имени на основании поручений страх-теля либо страховщика.

Страх риском — предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страх-е. Событие, рассм-ое в качестве страх риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.

Страх случай — совершившееся событие, предусм-е договором страх-я или законом, с наступлением которого возникает обяз-ть страх-ка произвести страховую выплату страх-лю, застрахованному лицу.

Страх сумма — определенная договором страх-я или установленная законом ден сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страх взноса и страх выплаты. При страховании им-ва страховая сумма не может превышать его действительной ст-ти на момент заключения договора (страх ст-ти). Стороны не могут оспаривать страх ст-ть им-ва, определенную в договоре страхования, за исключением случаев, когда страховщик докажет, что он был намеренно введен в заблуждение страхователем.

Страх возмещение не может превышать размера прямого ущерба застрах-му им-ву страх-ля или третьего лица при страховом случае, если договором страхования не предусм выплата страх возмещения в опред сумме.

Страх взнос плата за страх-е, которую страх-тель обязан внести страх-ку в соответствии с договором.

Страховой тариф — ставка страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования.

Функции страхования — свою экон. сущ-ть категория финансов выражает прежде всего ч/з распределит ф-ю. В страховании эта функция через др функции страхования:

сберегательная (накопительная) проявляется в накоплении страх взносов конкретного страх-ля с целью получения накопленной суммы при наступлении определенной даты либо определенного события;

предупредительная закл в том, что страховая организация вправе использовать вр свободные ден ср-ва страхователей на проведение мероприятий по уменьшению риска. Для этих целей формируется фонд, средства которого направляются в организацию безопасности того или иного рода деят;

восстановительная (защитная) функция состоит в том, что при наступлении страхового случая осуществляется возмещение ущерба, причиненного застрахованному лицу, за счет страхового фонда.

контрольная, гос. контроль за строгим целевым формированием и использованием ср-в страх фонда, а также реализ перечисленных выше трех функций страхования.

Страхование делится на 3 отрасли в зависимости от различия объектов страхования:

личное страхование — объектами являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица;

имущественное страхование — объектами страхования являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом;

страхование ответственности – объектами могут быть имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу.

При освещении отраслей характеризуются:

94. Сбалансированность гос. бюджета – объем предусмотренных бюджетом расходов должен соотв-ть суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами. Размер дефицита федер бюджета не может превышать суммарного объема бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание гос. долга РФ.

Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2-3% ВНП.

Кредиты Банка России, а также приобретенные Банком России долговых обяз-тв РФ, S-ов РФ, муниципальных образований при и их первичном размещении не могут быть источ-ми фин-я дефицита бюджета.

Источники финансирования дефицита фед. бюджета:

внутренние источники в след. формах:

кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;

гос. займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов др уровней бюджетной системы РФ;

поступления от продажи имущества, находящегося в гос. собственности;

сумма превышения доходов над расходами по гос. запасам и резервам;

изменение остатков средств на счетах по учету средств фед. бюджета;

внешние источники в след. формах;

гос. займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Возникающий в результате превышения расходов над доходами бюджетный дефицит покрывается гос. займами (внутр. и внеш.). Они осуществляются в виде продажи гос. ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (напр., у фонда страхования по безработице или пенс. фонда) и получения кредитов у банков (эта форма финансирования бюджет. дефицита часто практикуется местными властями).

Гос. займы – на единств. путь покрытия дефицита гос. бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению накоплен значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путем доп. эмиссии денег. Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критич. ситуациях – во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

Гос. займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны. Во-первых, в опред. ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению гос. ценных бумаг и нарушает таким образом рыночную мотивацию деятельности частных фин. институтов. Во-вторых, если правительство даже и создает достаточные стимулы для приобретения юрид. и физ. лицами правительственных ценных бумаг, то гос. займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами.

Однако, у гос. займов есть и положительная сторона. Во-первых, образовавшийся на их основе рынок гос. ценных бумаг может привлекать часть инвесторов, для которых остальные секторы фондового рынка непривлекательны. Во-вторых, размещая на этом рынке ценные бумаги новых гос. займов или выкупая досрочно бумаги старых займов, государство может активно воздействовать на спрос и предложение на всем рынке ссудного капитал. Однако, эти положительные стороны проявляются преимущественно в развитых странах со стабильной экономикой.

Основные задачи политики в области финансирования дефицита фед. бюджета РФ состоят в:

продолжении курса на его неинфляционное (неэмиссионное) покрытие при последовательном сокращении внешних заимствований;

необходимости увеличения доли бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения ср-в населения, предприятий, организаций, др. инвесторов, расширении круга гос. ценных бумаг для населения;

обеспечении необходимой координации выпуска фед, региональных и муниципальных займов для поддержания сбалансированности внутреннего финансового рынка.

96. Бюджет S-та РФ – форма образования и расходования ден ср-в, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задача и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Правительство РФ не позднее, чем за 7 мес. до начала фин. года организует работу по доведению до представительных и исполнительных органов власти S-ов инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на след. фин. год, в т.ч. Исполнительные органы власти S-ов в установленные сроки доводят до органов власти нижестоящего уровня указание по разработке проектов бюджетов. В свою очередь органы исполн власти S-ов предоставляют федеральным исполнительным органам власти отчеты об исполнении бюджетов за прошлый фин год, а также утвержденные бюджеты на текущий фин год. Местные администрации предоставляют подробную информацию исполнительным органам власти субъектов.

Начиная с 1994 г. федеральный уровень власти устанавливает единые для всех территорий нормативы отчислений от регулирующих доходов и объемы фин помощи (трансферты).

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов и планов регионов, а также целевых программ. На основании этих расчетов исполнительный орган власти вносит предложения о доходах и расходах бюджета (проект бюджета) соответствующему законодательному (представительному) органу власти. Одновременно представляется информация о прогнозируемом бюджете и минимальных бюджетах нижестоящего уровня. Сроки внесения документов в законодательный орган власти устанавливаются этим законодательным органом власти. Для полного учета всех финансовых ресурсов, а также определения средней финансовой обеспеченности по бюджетам территории исполнительный орган вправе составить сводный финансовый баланс. Предприятия и организации всех форм собственности, расположенные на территории, включая налоговые службы и органы статистики, по запросам исполнительных органов власти обязаны безвозмездно предоставить им сведения, необходимые для составления этих балансов.

Правительство РФ организует работу по доведению не позднее, чем за 4,5 мес. до начала фин. года до органов власти субъектов федерации след. данные:

проектир-мых нормативов (%) отчисл от регулир доходов и принятых в их расчет сумм этих доходов;

о дотациях и субвенциях, намечаемых к представлению из фед. бюджета и их целевом назначении;

перечня и фиксир долей (%) доходов, закрепл за бюджетами нац.-гос. и админ.-террит. образований;

перечня расходов, передаваемых из фед. бюджета РФ.

В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов поселковых и сельских бюджетов, районных бюджетов в городах, городских бюджетов исполнительный орган власти представляет в вышестоящий исполнительный орган власти или в Правительство необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов.

Законодательный орган власти S-та РФ самостоятельно разрабатывает на своей территории порядок и усл-я:

представления проекта бюджета;

рассмотрение проекта бюджета;

уточнения его в ходе исполнения.

В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета о неутверждении отчетов об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных и валютного фондов в СМИ должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов, и доходы отплатных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов гос. власти субъектов. Иные неналоговые доходы поступают в бюджеты. Налоговые доходы бюджетов субъектов:

собственные налоговые доходы бюджетов S-ов от региональных налогов и сборов.

отчисления от фед. регулир. налогов и сборов, распределенных к отчислению в бюджеты субъектов по нормативам, определенным фед. законом о фед. бюджете на очередной фин. год, за исключением доходов от фед. налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта РФ

Решение о целях, формах и суммах долгосрочных (на срок свыше одного года) заимствований принимает представительный орган местного самоупр-ния в порядке, установленном уставом муниципального образования.

В случае, если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование финансовых средств муниципального образования до утверждения местного бюджета производится по соответствующим статьям местного бюджета истекшего фин года ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.

Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется представительными органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе привлекать для этой цели аудиторов.

Органы местного самоупр-я публикуют сведения об исполнении местного бюджета за истекший фин год. Муницип-е образ-ния представл сведения об исполнении местных бюджетов в Госкомитет РФ по статистике.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, др собственные доходы местных бюджетов, доли федер налогов и доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.

Исполнение бюджетов субъектов РФ

Исполнение тер-ного бюджета S-та – ф-я органа исполнит власти S-та РФ. Исполнение бюджета осущ фин-ми органами исполнит власти на основе годовой (с поквартальным распределением) росписи доходов и расходов бюджета, составляемой в соответствии с поквартальным распределением доходов и расходов этого бюджета.

В процессе исполнения бюджета фин. орган исполнительной власти:

организует работу отраслевых органов исполнительной власти по исполнению бюджета;

принимает меры по обеспечению поступления доходов и своевременного фин-я расходов бюджета;

ведет учет исполнения бюджета;

осуществляет контроль за целевым использованием организациями бюджетных средств;

организует и проводит проверки и ревизии в отраслевых органах исполнительной власти, в организациях, являющихся получателями средств бюджета по вопросам, связанным с исполнением бюджета, и принимает необходимые меры по результатам проведенных проверок;

разрабатывает нормативно-методические указания, оказывает методологическую помощь организациям, финансируемым из бюджета, по исполнению бюджета;

организует взаимодействие с налоговыми органами, территориальным органом фед. казначейства, территориальным правлением ЦБ РФ.

Исполнение бюджета начинается 1 января и закачивается 31 декабря того года, на который этот бюджет утвержден. Порядок исполнения бюджета устанавливается органом исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством.

В процессе исполнения бюджета орган исполн. власти имеет право вносить изменения по доходам и расходам соотв-го бюджета в пределах утвержденных ассигнований по статьям функц-ной бюджетной классификации.

В случаях, когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный или происходит значительное снижение поступлений от доходных источников, представительный орган власти принимает решение о введении установленного законодательством механизма секвестра расходов.

Финансовый орган исполн. власти открывает текущий счет по исполнению бюджета субъекта в учреждении ЦБ РФ (или в другом – по согласованию с соответствующим представительным органом власти) для зачисления налоговых и неналоговых доходов, подлежащих зачислению в территориальный бюджет субъекта.

В целях сокращения задолженности по платежам в бюджет субъекта финансовый орган исполн. власти по согласованию с органом представительной власти имеет право производить зачеты задолженности организаций по платежам в бюджет субъекта РФ как с использованием свидетельства о зачете, так и в денежной форме.

При недостаточности собственных доходов бюджета для финансирования мероприятий, предусмотренных утвержденным бюджетом, орган исполн. власти по согласованию с представительным органом имеет право для погашения кассовых разрывов бюджета привлекать кредиты коммерческих банков, в установленном порядке выпускать займы на инвестиционные цели на соответствующих территориях.

Для осуществления расходов, финансирование которых предусмотрено в бюджете, соответствующие средства предоставляются распорядителям бюджетных средств. Распорядителем текущего счета по исполнению бюджета является руководитель финансового органа.

Распорядителями бюджетных средств являются руководители организаций, которым предоставлено право распоряжаться утвержденными для них бюджетным ассигнованиями.

Бух. учет исполнения бюджета ведется финансовым органом по кассовым доходам и расходам. Кассовыми расходами бюджета считаются все суммы, выданные учреждением банка как путем безналичных расчетов, так и наличными деньгами с текущего счета по исполнению бюджета, текущих счетов распорядителей средств бюджета.

97. Инфляция – каждое повышение цен. Связана не только с падением покупат. способн денег в результате роста цен, но и с общим неблагоприятным состоянием экономики. Т.о., инфляция явл повышением общего уровня цен, которая сопровождается снижением покупательной способности денег, что ведет к перераспред нац. дохода. Переполнение сферы денеж. обращения излишней массой бумажных денег ведет к их обесценению.

Современная инфляция имеет ряд особенностей:

если раньше И. носила локальный хар-р, то в наст. вр она носит повсеместный и всеохватывающий хар-р;

раньше И. имела периодич. характер, в наст. время – хронический характер.

И. представ. собой многофакторный процесс и в зависимости от природы и характера, факторы И. можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние факторы – обусл мировыми кризисами, валютной политикой гос-ва, ростом импортный цен вследствие падения курса нац. валюты, а также обменом иностр. валюты на нац., что вызывает доп. эмиссию.

кризис системы гос. фин-ов, рост гос. долга, что спсоб увел ден массы в обр-нии и приводит к росту цен;

кредитная экспансия, т.е. расширение масштабов кредитования в безналично-платежном обороте, на основании которого возрастает депозитно-чековая эмиссия и платежеспособный спрос;

импорт-я И., кот-я выражается в эмиссии нац. валюты сверх потребностей при покупке иностр. валюты.

чрезмерные инвестиции, которые могут привести к перепроизводству одних товаров и дефициту других.

неден ф-ры – стр-ные ф-ры, т.е. дисбаланс м/у спросом и предложением за счет прироста ден. массы.

К стр-ным ф-рам также относятся цикл-ое развитие экономики, монополизация пр-ва и диспропорции в хоз. сфере, гос. монополистическое ценообр-е, ускорение прироста издержек на з/п в расчете на ед продукции.

Рассматривая причины И., экономисты проводят различие между двумя ее видами:

инфляция спроса (инфляция покупателей) – это вид И., порождаемый избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к взлету цен. Избыток денег образуется при дефиците товаров. Подобная ситуация на внутреннем рынке нашей страны наблюдалась вгг. Чтобы финансировать доп. расходы, государство выпускает бумажные деньги, не обеспеченные товарной массой. Ценность старых денег, находящихся у населения, стремительно падает.

инфляция издержек, возможны два исходных момента – издержки начинают расти в результате повышения заработков в силу удорожания сырья и топлива; производители повышают цены, используя свое монополистическое положение.

В зависимости от экон. развития страны различают след. виды инфляции:

локальная – имеет место в отдельных странах;

мировая – охватывает все страны;

инфляция, вызванная внутр. факторами;

импортируемая и экспортируемая инфляция – вызывается внеш. факторами;

ступенчатая – вызывается неравномерностью инфляц. процессов;

ожидаемая инфляция –можно принимать меры, чтобы снизить или искл негативные последствия И.;

непредвиденная И. – непроизвольно перераспределяет доходы в ущерб получателю фиксир дохода, кредитору и владельцу сбережений.

Виды И. в завис. от темпов прироста:

ползучая (3% — 10% в год) –набл в странах Запада. Не сопровождается кризисными потрясениями;

галопирующая (%) – хар-рен для переходной экономики. Рост цен не имеет строго обозн пар-ров;

гиперинфляция — больше 100% в год (МВФ принимает 50%-ный рост цен в месяц) – явл практически неуправл. Чтобы остановить или приторм приходится прибегать к чрезвыч мерам. (классический пример гиперинфляции – обстановка, сложившаяся в Германии и ряде др стран после Первой мировой войны).

Формы проявления И.:

Обесценение денег по отношению к товарам, что проявляется в общем росте цен на товары и падении покупательной способности денег.

Повышение цен на золото, когда цена золота, выраженная в нац. денеж. ед, увеличивается. При наличии офиц. цены золота появляется лаж. Оборотной стороной лажа является дизажио кредитных и бумажных денег, т.е. падение их курса в золоте ниже номинала.

Обесценение курса нац. валюты по отношению к иностранной.

Для оценки измерения И, использ показатель индекса цен, который хар-ет соотн м/у покупной ценой опред-ного набора потреб-ких товаров для отчетн периода с совок. ценой, идентич исх группе товаров в базис периоде.

Негативные последствия И.:

Снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);

Обесценивание сбережений населения;

Потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров;

Усиление диспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;

Ухудшение условий жизни преимущественно у представителей соц групп с твердыми доходами.

Источник: http://studfiles.net/preview//page:70/

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн