Порядок проведения аттестации гражданских служащих

Проведение аттестации государственных гражданских служащих Бесплатная юридическая консультация: Для эффективной работы государственных органов необходимо, чтоб кадры имели соответствующую подготовку и.

Проведение аттестации государственных гражданских служащих


Бесплатная юридическая консультация:

Для эффективной работы государственных органов необходимо, чтоб кадры имели соответствующую подготовку и квалификацию. Именно в этом залог успешного функционирования всей системы, поэтому необходимо проводить проверку и оценку кадров на регулярной основе.

Оглавление:

Для чего нужна аттестация сотрудников?

Чтобы государственная власть была эффективной и действенной, чиновники, осуществляющие эту власть, должны быть высокопрофессиональны и компетентны. Проверить уровень знаний служащих, соответствие их профессиональной компетенции предъявляемым требованиям можно в результате проведения аттестации государственных служащих.

К тому же данная проверка позволяет выявить наиболее талантливых и перспективных из них, а в будущем учитывать их кандидатуры для замещения вакансий вышестоящих должностей.

С другой стороны, аттестация является серьезным инструментом кадровой политики. Сотрудники, оценка которых вызывает сомнения в их подготовленности, направляются затем на дополнительные учебные курсы и переподготовку. А работники, показавшие неудовлетворительный результат, освобождаются от работы.

Цель проведения аттестации сотрудников:


Бесплатная юридическая консультация:

  • оценить соответствие уровня профессиональной подготовки государственного служащего квалификационным требованиям;
  • направлять на переподготовку и повышение квалификации госслужащих, результаты служебной деятельности которых вызывают сомнения;
  • выявить наиболее перспективных государственных служащих для дальнейшего продвижения их по службе;
  • избавляться от государственных служащих, не соответствующих занимаемой должности.

Правовое регулирование

Основные понятия и принципы организации аттестации закреплены в 79-ФЗ и Указе Президента N 110.

Помимо этого в любом государственном органе разработан и принят нормативный правовой акт (положение, регламент или порядок).

Итак, перечень актов, регулирующих процесс аттестации государственных служащих:

  • Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
  • Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»
  • Правовой акт органа государственной власти (положение, регламент или порядок)

Кого нельзя подвергать оценке?

Не все сотрудники подлежат аттестационной проверке. Отдельные категории работники не должны включаться в список аттестуемых:

  1. Сотрудники, работающие на госслужбе 11 месяцев и меньше.
  2. Сотрудники, которым уже исполнилось 60 лет.
  3. Женщины в положении.
  4. Матери, которыенаходятся в отпуске по уходу за детьми.
  5. Женщины, после декрета вернувшиеся на работу и отработавшие 11 месяцев и менее.
  6. Руководители, заключившие срочный контракт.
  7. Помощник (или «советник»), работающие по срочному контракту.
  8. Работники, которые сдали квалификационный экзамен 11 месяцев назад и менее.
  9. Сотрудники, аттестация которых состоялась менее трех лет назад.

Этапы проведения процедуры

Аттестация предполагает четыре основных этапа:


Бесплатная юридическая консультация:

  1. подготовительный;
  2. тестирование;
  3. собеседование;
  4. итоговое решение.

Каждый из этапов, в свою очередь, делится на подэтапы.

Подготовка аттестации – самая трудоемкая и кропотливая ее часть. Она требует от кадровых специалистов тщательной проработки вопроса. Из чего же складывается подготовительный этап?

Шаг 1. Сформировать комиссию для аттестации.

Комиссия создается и утверждается приказом или распоряжением представителя нанимателя. На федеральном уровне не указана конкретная форма правового акта для формирования комиссии, поэтому каждый госорган выносит решением о виде утверждающего акта самостоятельно. Это может быть как приказ, так и распоряжение.

Обычно предложения о персональном составе и количестве членов, о точных сроках проведения готовит кадровый отдел.

В организации при необходимости возможно создание не одной, а двух комиссий. Так создается отдельная комиссия для аттестации государственных служащих, работа которых, так или иначе, предполагает использование информации, содержащей гостайну. Ее создание может утверждаться одним общим актом или готовится дополнительный приказ.


Бесплатная юридическая консультация:

Комиссия не будет являться правомочной, если в ее состав не будут включены:

  • руководитель учреждения, прямые начальники госслужащего, в том числе из юридического, кадрового подразделений;
  • руководитель уполномоченного органа государственной службы;
  • независимые эксперты — члены общественных организаций, преподаватели высших учебных заведений. Причем в процентном соотношении число приглашенных экспертов должно равняться 25% от всех членов комиссии;
  • член общественного совета, если при организации создан такой совет.

Формируя комиссию, необходимо исключить ситуации, влекущие за собой конфликт интересов, тем самым предупредив возможность влияния на итоговое решение.

Возглавляет комиссию Председатель. Также в составе должна быть предусмотрена должность заместителя председателя и секретаря.

Если работник является членом аттестационной комиссии, то его работа в этой комиссии временно прекращается.

Необходимо учесть, что специалисты, включенные в комиссию по проверке сотрудников, работающих с информацией ограниченного распространения, также должны иметь допуск к гостайне.


Бесплатная юридическая консультация:

Шаг 2. Составить список работников, подлежащих аттестационной проверке.

При формировании списка нужно проверить правомерность внесения в него данных. Так, в список не могут быть включены некоторые группы лиц. Информацию об этих группах смотри выше.

Шаг 3. Разработать и утвердить график проведения аттестации.

Подготовленный список указывается в графике проведения аттестационных мероприятий.

Сведения, указываемые в графике:

  1. наименование организации
  2. перечень служащих, подлежащих аттестации
  3. календарная дата и место, где будет проводиться заседание аттестации
  4. сроки предоставления пакета необходимых документов и ответственные за это.

Рекомендуется формировать и утверждать такой график ежегодно в конце года. Это позволит учесть запланированные отпуска работников организации.


Бесплатная юридическая консультация:

Шаг 4. Обеспечить ознакомление аттестуемых с графиком не позднее, чем за один месяц до начала аттестации, сотрудники должны ознакомиться с графиком.

Шаг 5. Скомплектовать пакет документов для работы комиссии.

На каждого госслужащего, подлежащего аттестации, нужно подготовить пакет документов:

  • отзыв об исполнении возложенных обязанностей.
  • информация о поручениях, исполненных работников, и подготовленных им проектах документов.
  • аттестационный лист, в котором зафиксированы данные предыдущей проверки.

Для более полной оценки дополнительно включаются также копия должностного регламента и справка-объективка.

Шаг 6. Издать нормативный правовой акт о заседании комиссии.


Бесплатная юридическая консультация:

Следующий этап предполагает прохождение тестирования.

С целью выявления уровня соответствия аттестуемого должности, которую он занимает, применяются различные методы тестирования. Например, письменные тестовые испытания, но, чтобы исключить возможность фальсификации результатов, предпочтительнее проведение тестовых зачетов в автоматизированной форме.

В разработке теста участвуют сотрудники кадровых служб, юристы, психологи.

Проверочный тест должен охватывать следующие темы:

  • отраслевая специфика организации;
  • основы законодательства;
  • противодействие коррупции;
  • основы общегражданского и делового этикета;
  • информационно-компьютерные технологии.

Третий этап – собеседование.

Бесплатная юридическая консультация:

Для проведения заседания следует обеспечить явку членов комиссии и явку аттестуемого.

Неявка последнего влечет за собой серьезные последствия — вплоть до привлечения к дисциплинарной ответственности. В случае причины, которая может быть расценена как уважительная, (заболел, находился в служебной командировке), сотрудника не наказывают, аттестацию переносят на иную дату.

Комиссия рассматривает предоставленные материалы и заслушивает работника. Стиль обсуждения — благожелательный, но объективный.

Заседание комиссии оформляется протоколом, где указывается решение и итоги голосования. Подсчет голосов проводится в отсутствии испытуемого.

Итоги процедуры

Заключительный этап аттестации – решение, которое утверждается нормативным актом. Также по итогам процедуры оформляется аттестационный лист. Его нужно довести до сведения госслужащего под роспись, а затем подшить в личное дело.


Бесплатная юридическая консультация:

По итогам процедуры могут быть принято решение о премировании, присвоении новой категории или же об увольнении. Обратите внимание, что госслужащие должны быть ознакомлены с итогами аттестации и подписать аттестационные листы.

Если не сделать этого, тогда итоги не имеют никакой юридической силы. И увольнение их основании не правомочно, может быть оспорено в суде.

Источник: http://znaybiz.ru/kadry/kadrovaya-politika/attestaciya/gosudarstvennyx-sluzhashhix.html

Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110″О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

19 марта 2013 г., 19 марта 2014 г., 28 августа 2015 г.


Бесплатная юридическая консультация:

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в целях обеспечения эффективности государственной гражданской службы Российской Федерации и повышения профессионального уровня государственных гражданских служащих Российской Федерации постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации.

2. Установить на основании части 6 статьи 71 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», что до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой и государственных органов субъектов Российской Федерации по управлению государственной службой функции этих органов, предусмотренные Положением, утвержденным настоящим Указом, выполняются государственными органами (аппаратами государственных органов), в которых проводится аттестация, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

3. Правительству Российской Федерации обеспечить финансирование расходов, связанных с проведением аттестации федеральных государственных гражданских служащих, в том числе расходов на оплату труда независимых экспертов, в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федеральных государственных органов или их аппаратов.

ГАРАНТ:

О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационных комиссий, образуемых федеральными государственными органами см. постановление Правительства РФ от 12 августа 2005 г. N 509


Бесплатная юридическая консультация:

4. Установить, что расходы, связанные с проведением аттестации государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, осуществляются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. N 353 «Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 11, ст. 1036);

Указ Президента Российской Федерации от 12 ноября 1999 г. N 1499 «О внесении изменения в Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. N 353» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 46, ст. 5542).

6. Настоящий Указ вступает в силу с 1 февраля 2005 г.


Бесплатная юридическая консультация:

Президент Российской Федерации

1 февраля 2005 г.

Положениео проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации(утв. указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110)

С изменениями и дополнениями от:

19 марта 2013 г., 19 марта 2014 г.

ГАРАНТ:

См. справку о проведении аттестации государственных гражданских служащих и сдачи квалификационного экзамена


Бесплатная юридическая консультация:

I. Общие положения

1. Настоящим Положением в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяется порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее — гражданские служащие), замещающих должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — должности гражданской службы) в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах (далее — государственный орган).

2. Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

3. Аттестации не подлежат гражданские служащие:


Бесплатная юридическая консультация:

а) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

б) достигшие возраста 60 лет;

в) беременные женщины;

г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 28 августа 2015 г. N 441 подпункт «д» пункта 3 изложен в новой редакции


Бесплатная юридическая консультация:

д) замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации);

е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 28 августа 2015 г. N 441 в пункт 4 внесены изменения

4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, может проводиться в иные сроки, установленные указанными актами.

До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

5. Внеочередная аттестация может проводиться:


Бесплатная юридическая консультация:

а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

б) по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее — представитель нанимателя), после принятия в установленном порядке решения:

о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 19 марта 2014 г. N 156 в пункт 6 внесены изменения


Бесплатная юридическая консультация:

6. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

II. Организация проведения аттестации

7. Для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения:

а) о формировании аттестационной комиссии;

б) об утверждении графика проведения аттестации;


Бесплатная юридическая консультация:

в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 19 марта 2014 г. N 156 в пункт 8 внесены изменения

8. Аттестационная комиссия формируется правовым актом государственного органа в соответствии с частямистатьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Указанным актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.

В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных, образовательных и других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.


Бесплатная юридическая консультация:

В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» образован общественный совет, а также аттестационной комиссии в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, названными в абзаце втором настоящего пункта, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Кандидатуры представителей общественного совета при государственном органе для включения в состав аттестационной комиссии представляются этим советом по запросу руководителя государственного органа.

Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

В зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.


Бесплатная юридическая консультация:

9. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

10. График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

11. В графике проведения аттестации указываются:

а) наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация;

б) список гражданских служащих, подлежащих аттестации;

в) дата, время и место проведения аттестации;

г) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

12. Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

13. Отзыв, предусмотренный пунктом 12 настоящего Положения, должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:

а) фамилия, имя, отчество;

б) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;

г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

14. К отзыву об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.

15. Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

III. Проведение аттестации

16. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости — его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

17. Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, — также организаторские способности.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 19 марта 2013 г. N 208 в пункт 18 внесены изменения

18. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

Проведение заседания аттестационной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается.

19. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.

На период аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

20. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 19 марта 2014 г. N 156 в подпункт «б» внесены изменения

б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 19 марта 2014 г. N 156 в подпункт «в» внесены изменения

в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;

г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

21. Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.

Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.

Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

22. Материалы аттестации гражданских служащих представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения.

23. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 19 марта 2014 г. N 156 в подпункт «а» внесены изменения

а) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 19 марта 2014 г. N 156 подпункт «б» изложен в новой редакции

б) направляется для получения дополнительного профессионального образования;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 19 марта 2014 г. N 156 подпункт «в» изложен в новой редакции

в) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 19 марта 2014 г. N 156 в пункт 24 внесены изменения

24. При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

25. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 19 марта 2014 г. N 156 в приложение внесены изменения

Приложение(с изменениями от 19 марта 2014 г.)

Аттестационный лист государственного гражданского служащего Российской Федерации

Источник: http://base.garant.ru/187828/

Основы государственной службы и кадровой политики

Аттестация на гражданской службе

Аттестация — определение квалификации, уровня знаний работника. Аттестация в государственном органе организуется и проводится в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ст. 48) и Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным указом Президента РФ «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 1 февраля 2005 г. № 110. Нормативные правовые акты регулируют процесс прохождения государственными служащими аттестации, порядок создания и работы аттестационной комиссии и возможное последующее воздействие результатов аттестации на дальнейшее прохождение службы.

Аттестация гражданских служащих, замещающих государственную должность гражданской службы, вызвана необходимостью совершенствования деятельности по отбору, подбору, повышению квалификации и расстановке кадров, определения уровня их профессиональной подготовки. Она представляет собой механизм и технологию определения соответствия чиновника замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация служащих является правовым институтом государственной службы и средством расширения демократических начал в кадровой политике и управлении персоналом государственной службы, обеспечения формирования и реализации целенаправленной и предсказуемой кадровой политики в органах государственной власти. Аттестация как правовой институт государственной службы включает, совокупность правовых норм, регулирующих складывающиеся в процессе ее организации отношения; оценку выполнения государственными служащими возложенных на них задач и обязанностей по обеспечению и реализации полномочий государственных органов; характеристику перспектив дальнейшего использования кадров гражданской службы.

Участие в аттестации — важнейшее право и обязанность каждого государственного гражданского служащего. Юридическая сторона положения государственных служащих состоит в том, что они обязаны в установленной организационно-правовой форме периодически быть аттестованы. Подчиняться правилам проведения аттестации и выполнять рекомендации аттестационной комиссии — юридическая обязанность каждого гражданского служащего.

Аттестацию следует рассматривать как одно из средств должностного роста служащего, изменения условий служебного контракта между гражданским служащим и государственным органом. Аттестация признается российским законодательством не только необходимым этапом прохождения государственной службы, но и стимулом повышения служащим своей профессиональной подготовки и мотивацией дальнейшего служебного роста.

В соответствии с Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации целью аттестации является определение соответствия замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестации подлежат все гражданские служащие, за исключением:

  • проработавших в занимаемой должности гражданской службы менее года;
  • достигших возраста 60 лет;
  • беременных женщин;
  • находящихся в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;
  • замещающих должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт;
  • сдавших квалификационный экзамен менее года назад.

В Наложении об аттестации предусматриваются условия и внеочередной аттестации.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года и проходит в два этапа: подготовительный и собственно проведения аттестации.

1. Подготовительный этап является ответственным периодом организации аттестации. От того, насколько своевременно и в соответствии с Положением выполнена подготовительная работа во многом зависят конечные результаты аттестации.

Подготовка к проведению аттестации должна проводиться планомерно и начинаться с организации разъяснительной работы среди служащих о целях, задачах и порядке проведения аттестации; с уточнения круга гражданских служащих, подлежащих аттестации; формирования списка аттестационной комиссии; с подготовки необходимых документов на аттестуемых и т.п.

В соответствии с п. 7 Наложения об аттестации подготовка к проведению аттестации должна начинаться с издания руководителем государственного органа правового акта (приказа, распоряжения), содержащего положения:

  • о формировании аттестационной комиссии;
  • об утверждении графика проведения аттестации;
  • о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;
  • о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

В правовом акте о проведении аттестации перед руководителями соответствующих структурных подразделений государственного органа ставятся задачи по обеспечению подготовки и проведения аттестации. Правовым актом определяются конкретные сроки проведения аттестации по должностям персонально для каждого гражданского служащего, утверждается график проведения аттестации и состав аттестационной комиссии.

График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

В графике указывается:

  • наименование государственного органа, подразделения, в котором проводится аттестация;
  • список гражданских служащих, подлежащих аттестации, с указанием фамилии, имени, отчества, занимаемой должности;
  • дата, время и место проведения аттестации;
  • дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов на аттестуемых гражданских служащих с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

Гражданский служащий должен быть заранее предупрежден представителем нанимателя об аттестации для того, чтобы смог своевременно подготовиться к ответам на вопросы, поставленные аттестационной комиссией, касающиеся его служебных обязанностей.

В графике необходимо предусмотреть резервное время для проведения аттестации тех лиц, которые в установленное время не были аттестованы по уважительным причинам (болезнь, командировка выполнение государственных или общественных обязанностей). Вместе с тем такие поправки в графиках не должны приводить к нарушению общих сроков аттестации, установленных правовым актом государственного органа.

Одним из важных подготовительных этапов проведения аттестации является создание аттестационных комиссий, куда поступают на рассмотрение необходимые документы аттестуемых гражданских служащих. Принятое комиссией в отношении гражданского служащего решение будет объективным только в том случае, если в нем отражено мнение большинства членов комиссии. Поэтому должны быть созданы все условия для формирования и свободного выражения независимого мнения каждого участника процедуры аттестации.

В состав аттестационной комиссии включаются:

  • представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы);
  • представитель федерального государственного органа или государственного органа субъекта РФ по управлению государственной службой;
  • представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее четверти общего числа членов аттестационной комиссии.

Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства РФ о государственной тайне.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается. В зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.

Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами. С принятием правового акта о формировании аттестационной комиссии она приступает к своей работе. Работа начинается с подготовки к проведению аттестации. В период подготовки председатель аттестационной комиссии распределяет обязанности между членами комиссии, которые знакомятся с должностными регламентами аттестуемых и отзывами на них.

2. На этом этапе аттестации аттестационная комиссия на заседании рассматривает предъявленные документы, заслушивает сообщение аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости — его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности. Как правило, проводится собеседование по вопросам служебной деятельности и личностных качеств аттестуемого. Может проводится и тестирование.

В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.

Основным документом, содержащим информацию о ходе и результатах аттестации, является протокол заседания аттестационной комиссии. Протокол ведет в установленном порядке секретарь комиссии. В протоколе указывается:

  • дата заседания комиссии;
  • присутствующие члены аттестационной комиссии;
  • фамилия, имя, отчество, занимаемая должность и место работы аттестуемого гражданского служащего.

В протокол заседания комиссии также вносится краткое содержание сообщения аттестуемого, заданные ему вопросы и ответы на них. В обязательном порядке в протоколе отражается оценка деятельности аттестуемого гражданского служащего и результаты голосования: число голосов «за» и «против» конкретной оценки работы аттестуемого, а также рекомендации аттестационной комиссии в его адрес. Оформленный протокол подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии, присутствующие на заседании. В подписанный протокол не допускается вносить дополнения и изменения. Не допускаются также подчистки и помарки.

Обсуждение профессиональных и личностных качеств аттестуемого гражданского служащего применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным. Вместе с тем обсуждение и обмен мнениями членов аттестационной комиссии относительно аттестуемого должны проходить в обстановке объективной требовательности и принципиальности. Вопросы членов аттестационной комиссии аттестуемому гражданскому служащему должны относиться главным образом к его профессиональной деятельности. Это способствует более объективной оценке выполнения служебных обязанностей и степени соответствия занимаемой должности.

В Положении указывается, что профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, с учетом участия в решении поставленных перед подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента профессиональные знания и опыт работы, соблюдение ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим служащим, — организаторские способности.

На основании указанных данных и с учетом обсуждения результатов служебной деятельности гражданского служащего, его личностных качеств аттестационная комиссия даст оценку его профессиональной деятельности. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих четырех решений:

  • соответствует занимаемой должности гражданской службы;
  • соответствует занимаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • соответствует занимаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
  • не соответствует занимаемой должности гражданской службы.

Решение аттестационной комиссии является итоговым юридическим документом, так как именно в этом решении в окончательном виде подводятся итоги аттестации гражданского служащего. Следовательно, решение аттестационной комиссии должно быть фактически и юридически обоснованным, иначе аттестация не даст желаемых результатов.

Результаты аттестации сообщаются аттестованным служащим непосредственно после подведения итогов голосования. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего. В этом листе указываются: сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени, ученого звания; замещаемая должность гражданской службы на момент аттестации; стаж государственной службы, в том числе гражданской; общий трудовой стаж; классный чин гражданской службы; вопросы к служащему и краткие ответы на них; замечания и предложения, высказанные аттестационной комиссией; краткая оценка выполнения служащим рекомендаций предыдущей аттестации; решение аттестационной комиссии.

Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании, затем дается служащему под расписку для ознакомления. Аттестационный лист служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.

В случае неявки служащего на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации он привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством РФ о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок. Материалы аттестации гражданских служащих предъявляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения для принятия соответствующих решений.

В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам руководитель государственного органа обязан издать правовой акт (приказ), в котором по каждому аттестуемому принимается одно из трех решений:

  • подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации:
  • понижается в должности гражданской службы.

При отказе служащего от профпереподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя в соответствии с п. 24 Положения вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и увалить его в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации в суде.

Источник: http://isfic.info/gossab/civserv76.htm

Порядок проведения аттестации государственных служащих

Требования 79-ФЗ о госслужбе к аттестации государственных гражданских служащих в 2018 году

Основные правила организации, проведения и оформления итогов аттестации государственных служащих закреплены:

  • законом «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (в дальнейшем — закон 79-ФЗ);
  • Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 110 (далее — Указ 110).

Эти нормативные акты в отдельных случаях дополняются соответствующими актами уполномоченных органов.

Аттестация государственного служащего проводится специально созданной комиссией, состоящей из председателя и его заместителя, секретаря и членов комиссии (пп. 9–13 ст. 48 закона 79-ФЗ, п. 9 Указа 110).

Аттестацию не проходят лица, перечисленные в п. 3 ст. 48 закона 79-ФЗ и п. 3 Указа 110, например:
  • беременные женщины;
  • сдавшие квалификационный экзамен менее 1 года назад;
  • другие лица.

О том кто еще кроме госслужащих проходит обязательную аттестацию, читайте в статье Какие работники подлежат обязательной аттестации?

Сколько раз проводится аттестация государственных служащих?

По общему правилу, аттестация госслужащего проводится 1 раз в 3 года (ч. 4 ст. 48 закона 79-ФЗ). Однако она может назначаться и с иной периодичностью, если это регламентировано специальными актами (см., например, постановление Правительства РФ от 28.10.2016 № 1097).

Помимо этого, может быть назначена внеочередная аттестация (части 5–6 ст. 48 закона 79-ФЗ) по соглашению сторон контракта или если было решено:

  • провести сокращение должностей госслужбы в госоргане;
  • изменить условия оплаты труда госслужащих.

Назначение внеочередной аттестации в отсутствие перечисленных фактов — незаконно, ее результаты не признаются надлежащим основанием для увольнения или перевода сотрудника на другую должность (определение Челябинского облсуда от 16.09.2014 по делу №/2014).

Указ Президента № 110 о проведении аттестации государственных служащих

Уже упоминаемый нами ранее в статье Указ 110 о проведении аттестации подробно регламентирует порядок подготовки к названной процедуре и ее проведения, дополняя соответствующие нормы закона 79-ФЗ.

Например, здесь детально раскрыты требованиям к лицам, которые могут быть включены в состав комиссии, собственно порядок аттестации и т. д.

К Указу 110 прилагается унифицированная форма аттестационного листа, который выдается аттестационной комиссией и в дальнейшем подшивается в личное дело сотрудника. С аттестационным листом госслужащий знакомится под расписку (п. 21 Указа 110).

О том, как составить положение об аттестации иным работодателям, можно прочитать в нашей статье по ссылке «Составляем положение об аттестации работников — образец».

Отзыв на подлежащего аттестации госслужащего — пример содержания

Отзыв — это обязательный при подготовке к аттестации документ, который направляется непосредственным руководителем аттестуемого в аттестационную комиссию (п. 2 ст. 48 закона 79-ФЗ, п. 12 Указа 110).

В отзыве указываются:

  • фамилия, имя, отчество аттестуемого;
  • должность аттестуемого на момент аттестации и дата назначения на нее;
  • перечень вопросов и проблем, в разрешении которых участвовал аттестуемый;
  • оценка профессиональных и личностных качеств аттестуемого, итогов его деятельности в рамках госслужбы.

К такому отзыву должны быть приложены также материалы и сведения об исполненных аттестуемым поручениях в рамках госслужбы и реализованных им проектах — за соответствующий аттестационный период.

Нахождение на государственной службе: аттестация госслужащих и квалификационный экзамен

Помимо аттестации ФЗ-79 предусматривает еще одно мероприятие, направленное на оценку соответствия того или иного работника определенной должности.

Оно именуется «квалификационный экзамен» и назначается для разрешения вопроса о присвоении определенного классного чина по инициативе самого госслужащего (п. 2 ст. 49 закона 79-ФЗ).

Порядок сдачи такого экзамена регламентирован Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 111.

Такой экзамен не может быть назначен госслужащим, чья должность относится к (см. п. 2 упомянутого выше указа):

  • категории «руководители» высшей группы должностей госслужбы;
  • категории «помощники (советники)», назначение/освобождение которых производится Президентом РФ;
  • главной группе должностей госслужбы, назначение/освобождение которых производится Правительством РФ.

Итак, порядок аттестации госслужащих строго регламентирован на законодательном уровне. По общему правилу, аттестация проводится 1 раз в 3 года.

Перед аттестацией непосредственный начальник аттестуемого готовит отзыв на него с приложением необходимой документации.

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Источник: http://rusjurist.ru/kadry/attestaciya/poryadok_provedeniya_attestacii_gosudarstvennyh_sluzhawih/

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн