Проблемы реорганизации тсж

Проблемы реорганизации тсж Бесплатная юридическая консультация: Реорганизация ТСЖ Согласно п. 1 ст. 140 ЖК РФ реорганизация товарищества собственников жилья проводится.

Проблемы реорганизации тсж


Бесплатная юридическая консультация:

Реорганизация ТСЖ

Согласно п. 1 ст. 140 ЖК РФ реорганизация товарищества собственников жилья проводится в порядке и на основаниях, установленных гражданским законодательством.

Оглавление:

На ТСЖ распространяются правила реорганизации юридических лиц, описанные в ст. 57 ГК РФ, в соответствии с которыми реорганизация ТСЖ осуществляется по решению органа данного юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами или по решению учредителей (участников).

Принять решение о реорганизации ТСЖ возможно только на общем собрании членов товарищества собственников жилья.

Реорганизация ТСЖ возможна в форме слияния, присоединения, выделения, разделения и преобразования.


Бесплатная юридическая консультация:

Реорганизации ТСЖ в форме присоединения

Права и обязанности присоединенного юридического лица переходят к юридическому лицу, к которому оно было присоединено.

Реорганизация ТСЖ в форме преобразования

Согласно ч.2 ст. 140 ЖК РФ ТСЖ может быть преобразовано в жилищный или жилищно-строительный кооператив.

Передача прав и обязанностей новообразованному юридическому лицу от реорганизованного юридического лица производится по передаточному акту.


Бесплатная юридическая консультация:

Реорганизация ТСЖ в форме слияния

Новообразованное юридическое лицо по передаточному акту принимает на себя права и обязанности нескольких юридических лиц.

Реорганизация ТСЖ в форме выделения

Решение о выделении товарищества может быть принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в котором будет создано товарищество собственников жилья в процессе выделе ния, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.

При выделении из одного юридического лица нескольких юридических лиц, производится разделение обязанностей и прав между ними.

Реорганизация ТСЖ в форме разделения


Бесплатная юридическая консультация:

Решение о разделении товарищества может быть принято на общем собрании его членов большинством голосов членов товарищества от числа голосов членов товарищества, присутствующих на его общем собрании, при условии согласия на такое разделение общего собрания собственников помещений в каждом многоквартирном доме, решение о котором принято большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в каждом многоквартирном доме в течение двух лет с момента проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, собственники помещений в котором инициировали такое разделение.

Разделение производится на основании разделительного баланса. Возникшие юридические лица принимают на себя обязанности и права реорганизованного юридического лица.

Часто задаваемые вопросы:

1. В случае, если ТСЖ создано в нескольких многоквартирных домах и собственники помещений одного дома решили создать свое ТСЖ необходимо ли на это согласие членов ТСЖ, проживающих в других домах, входящих в состав ТСЖ?

Решение собственников помещений в многоквартирном доме о выходе из состава ТСЖ и создании нового, отдельного товарищества представляет собой реализацию права на выбор способа управления многоквартирным домом.


Бесплатная юридическая консультация:

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 44 ЖК РФ выбор способа управления относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом может быть выбран и изменен в любое время по решению общего собрания собственников.

Следовательно, если собственники помещений одного дома приняли решение выйти из состава ТСЖ, объединяющего несколько жилых домов, и создать отдельное товарищество, согласие на это членов ТСЖ, проживающих в других домах, входящих в состав ТСЖ, не требуется.

На это обстоятельство указывает Президиум ВС РФ в Постановлении от 30.05.2007 (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2007 г.). В указанном Обзоре Верховный Суд РФ акцентирует внимание на том, что изменение способа управления многоквартирным домом является исключительным правом жителей этого дома.

Источник: http://elit-law.ru/reorganizacia-tszh-form/


Бесплатная юридическая консультация:

Реорганизация, проблемы с председателем

ВОПРОС : задаёт Наталья ( 24 августа 2008 года ) Существует ТСЖ. В уставе нет указания на то, что в состав ТСЖ входит два дома, адрес указан без указания на литеры, просто цифра. В списках голосовавших по выбору способа управления включены собственники двух домов. Собственники одного из домов хотят создать свое ТСЖ. Уже провели по этому вопросу собрание(81% »ЗА»). Вопрос: -При регистрации в налоговой какую форму заявления надо подавать в данном случае? -Первоначально подсчет голосов должен был быть отдельно по каждому дому( в одном из домов кворум не набирается, а если суммировать, то кворум на оба дома)? -От кого может быть подано заявление в суд на подлого протокола и соответственно принятых решений на общем собрании уже членов ТСЖ?( данное собрание не проводилось, уведомлений не было ни членам, ни не членам). -Никто не писал заявления о вступлении в члены ТСЖ, есть только список-приложение к протоколоу №1 принявших участие в голосовании на общем собрании от (дата), (не указано по какому вопросу голосовали).Каким путем не члены ТСЖ могут теперь отстоять свои права? (даже не знали о проведении собрания, а вступить в члены по уставу можно только на общем собрании членов, таких собраний председатель не проводит) -Есть ли горячая линия по подобным проблемам, нужна довольно быстрая, четкая и однозначная информация?

Отношения в сфере создания и основ деятельности товариществ собственников жилья (далее по тексту – ТСЖ) регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ), Федеральным законом »О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Действие норм Федерального закона »О некоммерческих организациях» не распространяется на товарищества собственников жилья.

Согласно статье 291 ГК РФ, собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищества собственников квартир (жилья). Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией. Создание одного ТСЖ для управления несколькими домами – в большинстве случаев характерно для новостроек. По истечении некоторого времени отдельные жильцы могут разочароваться в руководстве ТСЖ и выбрать для себя более приемлемый вариант — создать новое ТСЖ для управления своим домом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 135 и пунктом 1 статьи 136 ЖК РФ, ТСЖ — это некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Из приведенного определения ТСЖ следует, что собственники помещений в одном многоквартирном доме объединяются в одно ТСЖ.


Бесплатная юридическая консультация:

В одном многоквартирном доме не может быть создано два и более ТСЖ; однако собственники помещений нескольких многоквартирных домов могут объединиться и создать одно ТСЖ. В соответствии с п. 2 ст. 136 ЖК РФ в этом случае многоквартирные дома должны находиться на общем земельном участке либо на нескольких соседних (граничащих) земельных участках, а также иметь общие сети инженерно-технического обеспечения и другие элементы инфраструктуры.

Несколько многоквартирных домов могут составить одно ТСЖ как при создании товарищества, так и при реорганизации нескольких ТСЖ путем слияния в одно товарищество.

Реорганизация ТСЖ предполагает переход прав и обязанностей от одного ТСЖ другому. ТСЖ является юридическим лицом, поэтому все правила о реорганизации юридических лиц распространяются и на ТСЖ. В соответствии с пунктом 1 статьи 140 ЖК РФ реорганизация ТСЖ осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 57 ГК РФ ТСЖ может быть реорганизовано путем:

1) слияния двух и более ТСЖ в одно; 2) присоединения одного или нескольких товариществ к другому ТСЖ; 3) разделения одного товарищества на два и более ТСЖ; 4) выделения из ТСЖ одного или более товариществ; 5) преобразования ТСЖ в другую организационно-правовую форму.

Бесплатная юридическая консультация:

При реорганизации ТСЖ необходимо учитывать особенности, предусмотренные жилищным законодательством. Разделение и выделение допустимы в том случае, если одно ТСЖ объединяет два и более многоквартирных дома. Соответственно данные виды реорганизации невозможны в одном доме, так как жилищное законодательство запрещает создание двух и более ТСЖ собственниками помещений в одном многоквартирном доме.

Общие правила о реорганизации ТСЖ позволяют прийти к выводу, что в ситуации, когда из товарищества, управляющего несколькими многоквартирными домами, выходят собственники помещений одного из домов с целью создания нового, отдельного ТСЖ, правомерно говорить о реорганизации ТСЖ в форме выделения.

Решение о реорганизации товарищества в форме выделения может быть принято только общим собранием членов ТСЖ (согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 145 ЖК РФ). Решение о реорганизации принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества (пункт 4 статьи 146 ЖК РФ).

Заметим, что решение собственников помещений в многоквартирном доме о выходе из состава ТСЖ и создании нового, отдельного товарищества — это реализация права на выбор способа управления многоквартирным домом.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 44 ЖК РФ выбор способа управления относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.


Бесплатная юридическая консультация:

По пункту 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом может быть выбран и изменен в любое время по решению общего собрания собственников.

Можно сделать следующий вывод: если собственники помещений одного дома приняли решение выйти из состава ТСЖ, объединяющего несколько жилых домов, и создать отдельное товарищество, согласие на это членов ТСЖ, проживающих в других домах, входящих в состав ТСЖ, не требуется.

На это обстоятельство указывает Президиум ВС РФ в Постановлении от 30.05.2007 (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2007 г.). В указанном Обзоре Верховный Суд РФ акцентирует внимание на том, что изменение способа управления многоквартирным домом является исключительным правом жителей этого дома.

Можно сделать еще один вывод: в данной ситуации действие общих положений гражданского законодательства относительно реорганизации юридического лица по решению его учредителей (статья 57 ГК РФ) ограничивается нормами жилищного законодательства, в соответствии с которыми только собственники многоквартирного дома вправе избрать или изменить способ управления своим домом (пункт 2 и пункт 3 статьи 161 ЖК РФ). Из позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре за I квартал 2007 г., следует, что проведение общего собрания по вопросу реорганизации ТСЖ не требуется; достаточно волеизъявления жителей дома, намеревающихся создать отдельное ТСЖ.

Однако проведение общего собрания членов ТСЖ необходимо для решения иных вопросов, связанных с реорганизацией. Так, при выделении из ТСЖ одного или нескольких товариществ к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного товарищества в соответствии с разделительным балансом (п. 4 ст. 58 ГК РФ). Разделительный баланс утверждается общим собранием членов ТСЖ, в нем должно быть предусмотрено, какое имущество переходит к вновь созданному ТСЖ, какое остается у реорганизованного товарищества. Вновь созданное ТСЖ отвечает перед жителями дома, в котором это товарищество создано.


Бесплатная юридическая консультация:

Относительно обязательств ТСЖ, вытекающих из договоров с ресурсоснабжающими организациями, варианты могут быть различными. Так, прежнее ТСЖ может в течение какого-либо времени (например, до истечения срока действия договора ресурсоснабжения) продолжать обслуживать все дома на условиях, предусмотренных в соглашении между ним и вновь созданным товариществом.

Другой из возможных вариантов — заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями вновь созданным ТСЖ сразу же после реорганизации. Наиболее предпочтительным для ТСЖ будет самостоятельное заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями: в этом случае новому ТСЖ не нужно оплачивать услуги другого ТСЖ по заключению договоров.

Рекомендуем применить для реализации задачи перехода в отдельное ТСЖ следующий алгоритм действий:

1) На общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме необходимо принять решение о создании ТСЖ большинством голосов. Данным собранием также должны быть утверждены устав создаваемого ТСЖ, органы управления и так далее.

2) С принятым решением необходимо обратиться в прежнее ТСЖ с целью проведения общего собрания по вопросам, связанным с реорганизацией, в частности для утверждения разделительного баланса.


Бесплатная юридическая консультация:

3) Необходимо обратиться за государственной регистрацией реорганизации в форме выделения. В статье 14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ »О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержится перечень документов, представляемых при регистрации юридического лица, образованного в результате реорганизации. Применительно к созданию ТСЖ путем выделения это следующие документы:

— заявление о государственной регистрации, форма которого установлена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 (ФОРМА №Р12001);

— устав вновь создаваемого в процессе реорганизации ТСЖ;

— протокол общего собрания собственников помещений о выборе в качестве способа управления товарищества собственников жилья (протокол общего собрания членов ТСЖ о реорганизации согласно Постановлению Президиума ВС РФ от 30.05.2007 не требуется);

— разделительный баланс и протокол общего собрания членов ТСЖ, на котором этот баланс утвержден;


Бесплатная юридическая консультация:

— документ об уплате государственной пошлины.

Только с момента государственной регистрации реорганизации »выделившееся» ТСЖ становится полноправным юридическим лицом и имеет право осуществлять деятельность в качестве такового.

По мнению некоторых специалистов, реорганизация ТСЖ, объединяющего несколько многоквартирных домов, — не единственно возможный способ создать новое товарищество для управления одним из домов.

Другой вариант — выход собственников из прежнего ТСЖ и автономное создание нового товарищества. Причем это гораздо проще, чем проводить в целях принятия легитимного решения о реорганизации общее собрание членов ТСЖ, для чего придется пригласить представителей всех домов. Это может быть особенно трудно с учетом того, что жильцы »остающегося» дома чаще всего не заинтересованы в происходящем (на фоне всеобщей неорганизованности собственников).

Гражданское законодательство допускает (а жилищное не запрещает) реорганизацию ТСЖ в форме выделения.


Бесплатная юридическая консультация:

Еще раз отметим, как указал Президиум ВС, жильцам одного из домов не требуется согласия жильцов других домов, входящих в ТСЖ, на выбор (изменение) способа управления. То есть принять решение о создании нового ТСЖ они, конечно, вправе. Но реорганизовать прежнее ТСЖ и выделить из него новое возможно только путем принятия решения не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Отсюда следуют два важных вывода. Во-первых, чтобы успешно лоббировать решение о реорганизации ТСЖ, соседям по »выделяющемуся» дому нельзя выходить из товарищества, чтобы сохранить право голоса (это нужно сделать после принятия названного решения). Во-вторых, им следует заранее просчитать, сколькими голосами они обладают, на случай возможного столкновения интересов с собственниками, остающимися в ТСЖ.

Другими словами, может сложиться такая ситуация: жильцы одного дома решили создать отдельное ТСЖ, однако решение о реорганизации прежнего не было принято (не хватило голосов). Однако это не означает, что инициаторы выделения навсегда останутся в ТСЖ, которое по-прежнему будет управлять несколькими домами. В рассматриваемом случае остается один вариант — выйти из товарищества. Для этого достаточно написать соответствующее заявление (пункт 3 статьи 143 ЖК РФ).

Важно помнить о требовании пункта 2 статьи 141 ЖК РФ: общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации ТСЖ в случае, если члены товарищества не обладают более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

С момента выхода из ТСЖ более чем 50% собственников помещений конкретного дома и, более того, при уведомлении органов управления товарищества об избрании ими иного способа управления у ТСЖ прекращаются права и обязанности, обусловленные уставом, в отношении этого дома. Это влечет необходимость внесения изменений в устав ТСЖ.

Заметим, что нельзя пренебрегать порядком выхода из ТСЖ (следует обязательно подать соответствующее заявление). Иначе права и обязанности ТСЖ по управлению этим домом не прекратятся, и оно будет вправе препятствовать передаче дома в управление. Реорганизации товарищества здесь не происходит, так как нового юридического лица не возникает.


Бесплатная юридическая консультация:

Согласно Письму Федеральной налоговой службы от 13 декабря 2007 г. N СК-6-09/963@, государственная регистрация ТСЖ относится к компетенции территориальных органов ФНС (налоговых инспекций).

Согласно пункту 1 статьи 143 ЖК РФ, членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья.

Вы задали следующий вопрос: »От кого может быть подано заявление в суд на подлог протокола и соответственно принятых решений на общем собрании уже членов ТСЖ?»

В соответствии с пунктом 6 статьи 46 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Ответ на вопрос подготовлен на основе вышеперечисленных нормативных актов и научной статьи: Шарикова Г. Ю. »Реорганизация ТСЖ или передача дома в управление?» // Источник: »Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение». – 2007. — №12.


Бесплатная юридическая консультация:

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ: ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ

Источник: http://www.duvl.ru/konsult/?tm=2114&vp=1

Можно ли провести реорганизацию ТСЖ и как? Подробно о видах этой процедуры

Многие собственники квартир недовольны работой своей управляющей организации. Законодательством предусмотрена возможность для жильцов самим управлять общедомовым имуществом и вести хозяйственную деятельность. Для этого необходимо создать товарищество собственников жилья. Но часто бывает так, что выбранный способ управления не оправдывает ожиданий жильцов. Тогда будет целесообразно подвергнуть товарищество собственников жилья реорганизации.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Можно ли ее провести?

Реорганизация представляет собой прекращение деятельности определенного юридического лица с последующим образованием вместо него других организаций, которые принимают на себя его права и обязанности. Любое юридическое лицо может быть подвергнуто этой процедуре.


Бесплатная юридическая консультация:

Поскольку ТСЖ является юридическим лицом, его можно подвергнуть реорганизации. Реорганизация товарищества собственников жилья регламентируется ст. 140 ЖК РФ, согласно п.1 этой статьи, эта процедура проводится в порядке и на основаниях, установленных в гражданском законодательстве, в соответствии со ст. 57 ГК РФ.

Причины и основания для этого

Причинами является желание владельцев жилья изменить порядок управления многоквартирным домом и прилегающей территорией. Такое желание может выражаться в следующем:

  • решение собственников реорганизовать ТСЖ в ЖСК;
  • желание жителей определенного дома доверить ведение хозяйства управляющей компании;
  • отказ жителей дома от услуг управляющей компании и вхождение в состав соседнего ТСЖ.
  1. Участники товарищества должны провести собрание всех владельцев жилплощади, на котором большинство проголосует за проведение реорганизующих мероприятий.
  2. Реорганизация допустима только в формах объединения, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Это допускается только в случае, если деятельность товарищества распространяется на два и более многоквартирных дома, жители которых хотят обособиться.

  • Товарищество собственников жилья может быть реорганизовано по желанию участников в жилищно-строительный кооператив. Он должен быть зарегистрирован как новое юридическое лицо, в соответствии со ст. 51 и ст. 57 Гражданского кодекса РФ.
  • В зависимости от потребностей собственников, реорганизация товарищества может быть нескольких видов:

    1. Выделение. Такой вид применяется тогда, когда жители одного дома не довольны деятельностью ТСЖ и хотят покинуть его, чтобы создать другой орган управления.
    2. Разделение. Союз ТСЖ, который ранее управлял несколькими многоквартирными домами, разделяется на несколько товариществ. Для этого необходимо разделить баланс. Новые товарищества, как юридические лица, принимают все права и обязанности реорганизованного ТСЖ.

    Составленный Передаточный акт и разделительный баланс нужно утвердить участниками или компетентным органом. В этих документах должны быть указаны оспариваемые обязательства и включены положения о правопреемстве.

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    Объединение. Целесообразно, когда собственники нескольких домов не могут справиться с хозяйственной деятельностью самостоятельно. Объединение разных ТСЖ в одну организацию законодательство запрещает, но допускает создание союза товариществ собственников жилья.

    Участники новой организации несут субсидиарную ответственность по обязательствам.

  • Преобразование. Товарищество собственников жилья может быть преобразовано в жилищно-строительный кооператив. Для этого потребуется оплатить государственную пошлину и составить передаточный акт.
  • Присоединение. Права и обязанности присоединяющегося юридического лица, которое осуществляет присоединение, переходят к организации, в состав которой оно входит.
  • Как происходит процедура?

    Какой бы вид ни проводился, порядок действий будет схожим. Для проведения данной процедуры необходимо:

    1. Принять решение о реорганизации большинством голосов на собрании.
    2. Протокол собрания должны подписать все собственники жилья, проголосовавшие за зафиксированные в нем изменения.
    3. Обеспечить получение уведомления по форме №Р12003 каждым членом товарищества.
    4. Зарегистрировать новую организацию в местном отделении Налоговой инспекции.
    5. Оплатить госпошлину.
    6. Осуществить передачу прав и обязанностей от ТСЖ новой организации.
    7. Внести изменения в ЕГРЮЛ.

    В процессе проведения процедуры потребуются документы:

    1. устав или другие учредительные документы нового юридического лица, их копии, заверенные нотариусом;
    2. протокол проведенного собрания;
    3. квитанция, подтверждающая факт оплаты государственной пошлины;
    4. заявление на государственную регистрацию нового юридического лица (форма №Р12003);
    5. разделительный баланс или передаточный акт;
    6. договор слияния (в отдельных случаях).
    • Скачать бланк уведомления по форме №Р12003
    • Скачать бланк протокола общего собрания собственников
    • Скачать типовой бланк передаточного акта
    • Скачать бланк разделительного баланса

    Организация ТСЖ – это хорошая возможность для владельцев квартир в домах самим контролировать расходование средств и ведение коммунального хозяйства. Реорганизация делает такую систему управления более гибкой и удобной в применении.

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    В современных условиях данная процедура может принести хорошие результаты, способствовать значительному улучшению условий жизни собственников жилья, но требует от них активной позиции, готовности самостоятельно принимать решения.

    Источник: http://urexpert.online/nedvizhimost/upravlenie-mkd/tszh/reorganizatsiya.html

    Виды реорганизации товарищества собственников жилья: объединение, выделение и другие формы

    Все большее количество хозяев квартир выбирает в качестве управителя ТСЖ.

    Как и у любой компании, у товарищества могут произойти разные перемены — и реорганизация и ликвидация товарищества собственников жилья, и даже банкротство.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    Узнайте на нашем сайте о том, как создать ТСЖ, в частности в многоквартирном доме, а также о том, как зарегистрировать его в налоговых органах и на ГИС ЖКХ. Образец заявления на вступление в товарищество, а также образец договора с собственниками об обслуживании вы можете скачать также у нас.

    О возможности

    Можно ли провести реорганизацию ТСЖ?

    Да, так же, как и у любого юридического лица (ст. 140 ЖК РФ) и по схожей процедуре.

    Когда становится понятно, что избежать кардинальных перемен невозможно, учредители или лица на то уполномоченные (в данном случае участники) на общем собрании принимают соответствующее решение (ст. 57 ГК РФ).

    Когда решение большинством голосов принято, компания может быть реорганизована в жилищный либо жилищно-строительный кооператив.

    О том, кто входит в число членов ТСЖ, в состав органов его правления, и кто является управляющим, вы можете узнать из наших статей.

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    Как проходит процедура?

    Какой бы вид метаморфозы для компании не выбрали, процедура будет выглядеть следующим образом:

    1. Собственники принимают решение на общем собрании (не менее двух третей голосов).
    2. Собственники получают уведомления о начале реорганизации (Форма №Р12003).
    3. Регистрация нового юридического лица происходит в местном представительстве налоговой инспекции.
    4. Уплачивается госпошлина.
    5. Права и обязанности прежней компании переходят к появившейся.
    6. В ЕГРЮЛ вносятся соответствующие изменения.

    Узнайте на нашем сайте о том, как пожаловаться на работу ТСЖ или как выйти из него совсем.

    Необходимые бумаги

    Какие документы для этого нужны:

    • устав новой организации;
    • протокол решения общего собрания;
    • квитанция госпошлины;
    • заявление на регистрацию нового лица в результате реорганизации № Р12001;
    • передаточный акт.

    О порядке внесения взносов в ТСЖ читайте в нашей статье.

    Заявление в форме Р12001

    Оно заполняется по установленной форме (можно взять в налоговой инспекции, либо скачать из Интернета) и содержит в себе:

    каким образом реорганизуется;

    отметки регистрирующего органа;

    полное название (только на русском языке);

    данные о доле в уставном капитале;

    данные о физическом лице , которое имеет право действовать от имени организации;

    Передаточный акт по сути содержит всю информацию, что передается, с каким «багажом» и кому, на каких условиях. Кроме того, обязательно указываются данные об активах и пассивах, а также задолженностях (если таковые есть).

    Он необходим для того, чтобы в будущем избежать судебных разборов на тему, у кого больше собственнических прав или кому предстоит платить существующие долги.

    О том, как переизбрать председателя и органы правления ТСЖ, читайте в нашей статье.

    Какие виды реорганизации существуют? Это:

    1. Выделение ТСЖ из ТСЖ. Реорганизация в форме выделения происходит, когда жителей одного дома не устраивает общее управление и они выходят из него, создавая собственный орган управления (ст. 136 ЖК РФ)
    2. Разделение. Похожее на выделение, только здесь речь идет скорее о распаде на отдельные составляющие. Если дома, находящиеся ранее под эгидой управления одного товарищества решают выйти из этого единства и избрать для себя собственные товарищества, эта метаморфоза называется «разделением» (п.3 ст. 140, ч.1. ст. 136 ЖК РФ). На это должно быть согласие большинство представителей всех домов, в каждом из которых решение принимается большинством голосов.
    3. Объединение ТСЖ в одно. Если собственники двух домов или более понимают, что они не справляются с возникающими задачами по управлению самостоятельно, они могут объединиться — правда, не в одну монолитную компанию (это запрещено), а организовать союз товариществ собственников жилья (ст. 121 ГК РФ; Федеральный закон №7 -ФЗ). При создании такого союза подписывается учредительный документ, утверждается устав, так как создается по сути новое юридическое лицо. Однако даже в наименовании новой компании должны фигурировать термины «ассоциация» , «союз». Участники будут нести субсидиарную ответственность по обязательствам.
    4. Преобразование. Как уже говорилось, может быть принято решение превратить орган в жилищно-строительный кооператив (Федеральный закон № 189-ФЗ; (ст. 140 ЖК РФ). Осуществляется на основании решения собрания, передаточного акта и уплаты госпошлины.
    5. Присоединение. Управляющий орган присоединяется к другому юридическому лицу.

    Во что бы собственники не планировали превратить управляющий орган — это должно быть выполнено в соответствии с требованиями законодательства и с учетом интересов жильцов, при соблюдении соответствующей процедуры.

    О порядке реорганизации ТСЖ на территории РФ смотрите этот видеоролик:

    Источник: http://pravo.guru/gilishnoe-pr/nedvigimost/kvartira/tszh/reorganizatsiya.html

    Реорганизация товарищества собственников жилья

    Общественные объединения жильцов многоквартирных домов нужны для того, чтобы удовлетворять все интересы собственников по содержанию и управлению жилья.

    Общественные объединения жильцов многоквартирных домов нужны для того, чтобы удовлетворять все интересы собственников по содержанию и управлению жилья. Но бывают ситуации, когда необходима реорганизация и ликвидация товарищества собственников жилья.

    Понятие ТСЖ

    Товарищество собственников жилья – это организация, созданное жильцами для того, чтобы полноценно управлять своим имуществом. Ее деятельность не направлена на получение прибыли от предпринимательской деятельности.

    Различают товарищества, управляющие только одним многоквартирным домом, и многодомовые ТСЖ.

    Участниками такого товарищества могут быть только собственники жилых помещений. Для этого жильцу необходимо подать соответствующую заявку и уплатить свою часть членского взноса.

    Вся деятельность ТСЖ регулируется учредительным документом, на основании которого выбираются правление и председатель ТСЖ. После принятия устава товарищества собственников жилья, организацию следует зарегистрировать. С этого момента ТСЖ может осуществлять свою деятельность по закону.

    Право на реорганизацию ТСЖ как юридического лица и ее особенности

    ГК РФ содержит правила реорганизации, которые распространяются на всех без исключения юридических лиц. Это касается и товариществ собственников жилья. Реорганизация товарищества всегда происходит на основании решения общего собрания, то есть высшего органа управления. Существует несколько форм реорганизации ТСЖ, среди которых слияние, разделение, преобразование и присоединение организации.

    Главной особенностью реорганизации товарищества одного здания является то, что оно ни в коем случае не может быть разделено.

    Поэтому такое ТСЖ может преобразоваться в жилищный кооператив или стать частью другого юридического лица. Разделять можно только многодомовые товарищества, которые содержат несколько домов, расположенных рядом. Дело в том, что согласно ст. 136 ЖК РФ в одном доме может быть создано только одно ТСЖ.

    Процесс реорганизации ТСЖ, состоящего из нескольких многоквартирных домов

    В случае реорганизации многодомовых товариществ может произойти разделение на несколько организаций. Оно происходит на основании разделительного баланса. Именно он требуется при выделении или разделении. Этот документ обязательно должен содержать положения о правопреемстве, которое касается всех обязательств ТСЖ.

    Разделительный баланс должен быть утвержден членами товарищества.

    Для утверждения документа требуется половина голосов всех участников ТСЖ. После чего вместе с уставами новых ТСЖ передается для государственной регистрации. Оба товарищества обязаны уплатить госпошлину за внесение изменений в устав, которая составляет 20% от общей суммы пошлины за регистрацию. С момента регистрации обе организации считаются самостоятельными и могут выполнять свои функции.

    Разделение товарищества и процесс выделения ТСЖ

    Часто разделение используют, если ранее произошло объединение двух ТСЖ в одно. Для этого необходимо, чтобы за реорганизацию проголосовало больше половины членов ТСЖ. При этом такие собрания должны быть созваны в каждом многоквартирном доме. Если же решение все-таки было принято, процедура реорганизации должна быть проведена в течение двух месяцев. Во время разделения оба ТСЖ ликвидируются, а затем снова создаются.

    Выделение как вид реорганизации также может быть осуществлен только в тех товариществах, которые управляют несколькими домами.

    Для выделения требуется решение собрания членов организации. При этом создается новое ТСЖ с последующей процедурой государственной регистрации, а баланс товарищества делится поровну. После этого ТСЖ могут начинать выполнять свои функции.

    Слияние или присоединение товарищества

    Реорганизация ТСЖ также включает процедуру присоединения к другому товариществу. Это возможно при условии, что дома, которые относятся к разным товариществам, имеют общую границу. При этом общее количество квартир, которые находятся на балансе ТСЖ, не может превышать 30. Для этого на собрании должен быть утвержден передаточный акт.

    Если происходит слияние двух ТСЖ, то все их права и обязанности становятся обоюдными. Факт реорганизации при этом устанавливается в момент государственной регистрации. А при присоединении одной организации к другой, все ее права и обязанности переходят к тому ТСЖ, которое в этой ситуации считается главной. И реорганизация присоединенного товарищества признается осуществленной, когда запись о прекращении ее деятельности вноситься в государственный реестр.

    Источник: http://advokat-malov.ru/tszh/reorganizaciya-tszh.html

    Реорганизация товариществ собственников жилья и их объединение

    ТСЖ считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (государственной регистрации). Государственная регистрация ТСЖ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

    Министерство РФ по налогам и сборам ранее являлось уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств (Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»)

    В соответствии Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» теперь Федеральная налоговая служба (правопреемник МНС) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

    С момента создания ТСЖ оно может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Как юридическое лицо оно должно иметь органы управления, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банке, печать со своим наименованием и другие признаки юридического лица. ТСЖ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не отвечает по обязательствам членов товарищества, в том числе по оплате членами ТСЖ обязательных платежей: плате за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества, а также плате за коммунальные услуги.

    . Члены ТСЖ не отвечают по обязательствам товарищества.

    Решение о создании ТСЖ и утверждение его устава принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (совместное присутствие собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) либо путем проведения заочного голосования – передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

    Решение общего собрания собственников помещений о создании товарищества собственников жилья и о принятии устава правомочно, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме (ч. 2 ст. 135 ЖК РФ, ч. 1 ст. 136 ЖК РФ).

    Следовательно, число членов ТСЖ, создавших товарищество, должно превышать 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации ТСЖ в случае, если члены товарищества не обладают более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 141 ЖК РФ).

    Ликвидация ТСЖ, которая осуществляется в общем порядке, установленном ст.61-64 Гражданского кодекса РФ и ст.ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

    Статья 61 ГК РФ говорит о двух видах ликвидации юридического лица — добровольной и принудительной (по решению суда) — и последствиях такой ликвидации. В отличие от реорганизации ликвидация юридического лица не связана с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

    Юридические лица могут быть ликвидированы добровольно в любое время без указания оснований.

    В Гражданском кодексе содержится примерный перечень оснований для ликвидации юридического лица по решению его участников либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами:

    — в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо,

    — с достижением цели, ради которой оно создано.

    Пункт 2 статьи 141 ЖК РФ предусматривает одно специальное основание обязательной ликвидации товарищества собственников жилья: общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации ТСЖ, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Эта обязанность соответствует положению ст.135 настоящего кодекса.

    Товарищество собственников жилья может быть ликвидировано по решению суда только по основаниям, указанным в Гражданском кодексе РФ, то есть:

    — в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (т.е. когда их исправление применительно к обстоятельствам конкретного случая невозможно),

    — осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии),

    — осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

    Как подчеркнуто в п.23 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», неисполнение юридическим лицом требований, содержащихся не в ГК, а в иных законах, может служить основанием для его ликвидации, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта.

    Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным ГК, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования. В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться налоговыми органами (на основании ст.31 ч.1 Налогового кодекса РФ),

    При рассмотрении указанных исков и оценке обоснованности заявленных требований Президиум ВАС РФ рекомендовал судам выявлять наличие оснований для ликвидации соответствующего юридического лица, на которые ссылается истец.

    Ликвидация ТСЖ — не одномоментный акт, а специальная достаточно длительная процедура прекращения деятельности товарищества, проводимая под контролем органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Сведения о нахождении ТСЖ в процессе ликвидации вносятся в единый государственный реестр юридических лиц. Указанная запись свидетельствует о наличии изменений, происходящих в объеме гражданской правоспособности юридического лица. С этого момента не допускается:

    — государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого ТСЖ,

    — государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное ТСЖ,

    — государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

    Рассмотрим случай добровольной ликвидации ТСЖ. Решение о ликвидации ТСЖ может принять общее собрание членов товарищества в порядке, предусмотренном ст. 145,146 ЖК РФ. Общее собрание назначает ликвидационную комиссию, к которой переходят полномочия правления ТСЖ. То есть, с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят функции и права Правления ТСЖ. Задачей ликвидационной комиссии является завершение деятельности ТСЖ. Поэтому правление прекращает свою деятельность и обязано полностью подчиниться решениям ликвидационной комиссии.

    Законодательство возлагает на общее собрание, принявшее решение о ликвидации ТСЖ, ряд обязанностей в целях соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации. ТСЖ, находящееся в процессе ликвидации, не утрачивает своей дееспособности (в частности, оно обязано правильно и своевременно начислять и выплачивать налоги и сборы, предусмотренные действующим налоговым законодательством). При принятии решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии ТСЖ прекращает сдавать бухгалтерскую отчетность и платить налги. ТСЖ обязано расплатиться с кредиторами по своим долгам, в том числе и по налоговым обязательствам. Дееспособность прекращается с момента внесения записи о ликвидации в соответствующий реестр юридических лиц.

    Процедура ликвидации выглядит следующим образом.

    1. Принятие общим собранием ТСЖ решения о ликвидации ТСЖ и назначение ликвидационной комиссии; утверждение состава ликвидационной комиссии; утверждение проекта порядка и сроков ликвидации.

    2. Согласование с регистрирующим органом состава ликвидационной комиссии и внесение сведений в Единый государственной реестр юридических лиц о том, что ТСЖ находится в процессе ликвидации.

    3. Направление сообщения о ликвидации по установленной форме в налоговый орган по месту учета в 3-дневный срок с момента принятия решения о ликвидации. Также ликвидационная комиссия в письменном виде уведомляет о принятом решении внебюджетные фонды.

    4. Размещение сообщения о ликвидации ТСЖ, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (этот срок не может быть менее 2-х месяцев с момента публикации) в органах печати.

    5. Проведение заседания ликвидационной комиссии после окончания срока предъявления требований кредиторами, на котором утверждается проект промежуточного ликвидационного баланса. Проект должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого ТСЖ, перечень предъявляемых кредиторами требований, а также информацию о результатах их рассмотрения.

    6. Согласование промежуточного ликвидационного баланса с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

    7. Ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества ТСЖ с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (в том случае, когда денежных средств ТСЖ недостаточно для удовлетворения требований кредиторов).

    8. Ликвидационная комиссия подает заявления о снятии с учета в налоговый орган и внебюджетные фонды, которые проводят проверки ликвидируемого ТСЖ. По окончании проверок данные органы выдают справки об отсутствии задолженности у ТСЖ соответственно перед бюджетом и внебюджетными фондами.

    9. Со дня согласования с регистрирующим органом промежуточного баланса ликвидационная комиссия производит денежные выплаты кредиторам ТСЖ в следующей очередности:

    · первая очередь — удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое ТСЖ несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

    · вторая очередь — производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

    · третья очередь — удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого ТСЖ;

    · четвертая очередь — погашается задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами.

    10. После удовлетворения требований кредиторов предыдущих очередей и не ранее чем через 1 месяц после утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия приступает к расчетам с другими кредиторами.

    11. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия проводит свое заседание, на котором утверждает проект ликвидационного баланса.

    12. Производится согласование ликвидационного баланса с регистрирующим органом.

    13. Ликвидационная комиссия распределяет между участниками оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество.

    14. Ликвидационная комиссия отражает расчеты с кредиторами и с участниками в ликвидационном акте.

    15. По завершении расчетов с участниками ликвидационная комиссия закрывает счета в банках (о закрытии каждого счета необходимо сообщить в налоговый орган по установленной форме в течение 10 дней).

    16. Ликвидационная комиссия передает на хранение в архив документы по личному составу ТСЖ (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы или расчетно-платежные ведомости), а также протоколы общих собраний ТСЖ. Прием документов в архив удостоверяется справкой, копия которой передается в регистрирующий орган.

    17. Ликвидационная комиссия подает в регистрирующий орган с целью последующей регистрации ликвидации ТСЖ, следующие документы:

    · справки из налогового органа и внебюджетных фондов об отсутствии задолженности;

    · справки из банков о закрытии счетов;

    · письмо из органов статистики о снятии с учета;

    · справку из архива;

    · печать и штампы.

    18. Регистрирующий орган выдает справку о ликвидации ТСЖ. С момента исключения из Единого государственного реестра и ТСЖ считается прекратившим свое существование.

    19. Ликвидационная комиссия подает копии справок о ликвидации ТСЖ в налоговый орган и внебюджетные фонды.

    20. Налоговый орган выдает уведомление о снятии ТСЖ с налогового учета.

    Собственники помещений в многоквартирном доме (в том числе органы государственной и муниципальной власти) обязаны принять участие в выборе способа управления таким домом (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).

    Постановлением Правительства Москвы от 29.08.2000г. №690 «О Комплексной городской программе формирования кондоминиумов и создания условий для организации и деятельности ТСЖ» определены органы городской администрации по представлению интересов города на общих собраниях и в ТСЖ, а также их обязанности по содействию в создании и деятельности ТСЖ.

    В соответствии с п. 8 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 16.07.2001 №«О жилищной политике Санкт-Петербурга», при выборе формы управления многоквартирным домом орган Администрации Санкт-Петербурга, уполномоченный представлять Санкт-Петербурга в данном доме, обязан:

    поддержать решение о создании ТСЖ в тех случаях, когда в собственности Санкт-Петербурга находится не более пятидесяти процентов общей площади жилых и нежилых помещений;

    воздержаться от голосования по данному вопросу в тех случаях, когда в собственности Санкт-Петербурга находится более пятидесяти процентов общей площади жилых и нежилых помещений.

    Такая позиция городской администрации создает благоприятные условия для того, чтобы решение собственников о создании ТСЖ могло быть реализовано даже при меньшем количестве голосов желающих.

    Собственниками помещений в многоквартирном доме может быть выбран только один способ управления, следовательно, для управления многоквартирным домом может быть создано только одно ТСЖ. Основанием для управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья является решение общего собрания о выборе соответствующего способа управления – управление товариществом собственников жилья, которое принимается большинством голосов от числа голосов собственников, принявших участие в общем собрании или в заочном голосовании. Поэтому на общем собрании по созданию товарищества необходимо также принять решение о выборе соответствующего способа управления.

    Объектом управления товарищества собственников жилья может быть не только многоквартирный дом, но и несколько домов, которые объединены единым земельным участком, граничащимися земельными участками или иным общим имуществом (инженерные коммуникации). Причем это общее имущество должно быть предназначено для обслуживания только этих нескольких домов.

    Статья 140 ЖК РФ предусматривает возможность реорганизации ТСЖ, которая осуществляется в общем порядке, установленном ст.57-60 Гражданского кодекса РФ и ст.ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

    Реорганизация является специфическим способом образования новых и прекращения действующих юридических лиц. Реорганизация юридического лица может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

    Слиянием юридических лиц признается создание нового юридического лица с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических лиц и прекращением последних. Присоединением юридического лица считается прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому ранее созданному юридическому лицу. Под разделением юридического лица понимается прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным юридическим лицам. Выделением юридического лица признается создание одного или нескольких юридических лиц с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего. Преобразование юридического лица состоит в его прекращении и образовании на его основе юридического лица другой организационно-правовой формы.

    Реорганизация ТСЖ может быть осуществлена по решению его участников либо органа ТСЖ, уполномоченного на то учредительными документами.

    При реорганизации юридического лица в форме слияния, разделения, выделения и преобразования организационным следствием реорганизации является создание новых юридических лиц. В связи с этим реорганизация юридического лица в названных формах считается состоявшейся с момента государственной регистрации всех вновь возникших юридических лиц.

    При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица новое юридическое лицо не создается. Завершение реорганизации обоих юридических лиц определяется моментом внесения органом государственной регистрации в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

    Реорганизация связана с переходом прав и обязанностей реорганизуемого ТСЖ к существующим (при присоединении) или вновь возникающим (в остальных случаях) юридическим лицам в порядке универсального правопреемства (см. ст.ст. 129, 387 ГК).

    Вопросы правопреемства в отношении обязанности по уплате налогов и сборов регулируются ст. 50 части первой Налогового кодекса РФ.

    Решение вопросов правопреемства в отношении конкретных прав и обязанностей юридического лица при его реорганизации связано с передаточным актом или разделительным балансом, которые утверждаются участниками ТСЖ или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц.

    При слиянии, присоединении и преобразовании вся совокупность прав и обязанностей реорганизованных юридических лиц переходит к одному правопреемнику — вновь созданному юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

    При реорганизации юридического лица путем разделения и выделения права и обязанности распределяются в соответствии с разделительным балансом. В первом случае — между юридическими лицами, возникшими на основе разделенного юридического лица; во втором случае — между реорганизованным и выделившимися из него юридическими лицами.

    Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

    В соответствии с существующей практикой в состав передаточного акта и разделительного баланса включается бухгалтерская отчетность, составляемая в установленном Минфином РФ порядке, в объеме форм годового бухгалтерского отчета на последнюю отчетную дату (дату реорганизации). (См.: указания о бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина РФ от 28 июля 1995 г. N 81).

    Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности при реорганизации юридические лица обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка (см. ст. 12 Закона о бухгалтерском учете).

    Участники ТСЖ или орган, принявшие решение о реорганизации ТСЖ, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого товарищества. Кредитор вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является ТСЖ, и возмещения убытков. Это связано с общим принципом недопустимости перевода долга без согласия кредитора, предусмотренным п.1 ст.391 ГК. Поскольку кредитор не вправе воспрепятствовать реорганизации, влекущей замену стороны в обязательстве, он вправе письменно потребовать досрочного прекращения либо досрочного исполнения гражданско-правового обязательства, должником по которому является реорганизуемое юридическое лицо, и возмещения убытков. При этом обязательство может быть прекращено с использованием способов, предусмотренных законами, иными правовыми актами или договором, в том числе путем расторжения договора (ст. 450 ГК РФ). Досрочное исполнение обязательства должником по требованию кредитора является самостоятельным способом прекращения обязательства, к которому применимы положения статьи 408 ГК о прекращении обязательства исполнением.

    Статья 14 Федерального закона от 8.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержит исчерпывающий перечень документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации:

    а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ 19.06.2002 г. N 439 (приложение N2).

    В заявлении подтверждается, что:

    1. учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют законодательству Российской Федерации,

    2. сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны,

    3. передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов,

    4. все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации,

    б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

    в) решение о реорганизации ТСЖ. Указанное решение может быть представлено в виде протокола общего собрания участников ТСЖ. В соответствии со ст.145 ЖК РФ решение о реорганизации ТСЖ относится к компетенции общего собрания членов товарищества.

    г) передаточный акт или разделительный баланс, утвержденные участниками ТСЖ или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. Непредставление передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п.2 ст. 59 ГК РФ).

    д) документ об уплате государственной пошлины. На сегодняшний день размер государственной пошлины составляет 2000 рублей.

    Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов.

    Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется территориальным органом Федеральной налоговой службы по месту нахождения реорганизуемого юридического лица.

    Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

    Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

    Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом (если документы представляются непосредственно заявителем); при поступлении документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов.

    Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

    Прежний ФЗ «О товариществах собственников жилья» не предусматривал для ТСЖ возможности его преобразования в другой вид юридического лица. Жилищный кодекс РФ допускает реорганизацию ТСЖ в две формы:жилищный или жилищно-строительный кооператив. Такое преобразование возможно, например, при возникновении у ТСЖ целей, которые Жилищным кодексом РФ отнесены к целям жилищных или жилищно-строительных кооперативов (ст.110 ЖК РФ), как то – удовлетворение потребностей граждан в жилье путём приобретения, строительства, реконструкции многоквартирного дома.

    Создание Объединения товариществ собственников жилья (ст. 142 ЖК РФ) преследует некоммерческие цели:

    совместное управление общим имуществом в многоквартирных домах.

    Для достижения поставленной цели и повседневного решения стоящих перед Объединением задач требуется наделение Объединения правами юридического лица.

    В связи с этим следует рассматривать возможность создания Объединения как юридического лица в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных федеральным законодательством.

    Гражданским кодексом предусматривается возможность создания объединений в форме ассоциации или союза.

    Товарищества собственников жилья, объединившиеся в ассоциацию (союз), сохраняют свою самостоятельность, факт участия в объединении не влияет на объем правоспособности ТСЖ. Оно обладает теми же правами, что и до вступления в ассоциацию (союз).

    Ассоциация (союз) является собственником имущества, складывающегося за счет регулярных и единовременных поступлений от участников, а также иных допускаемых законодательством источников. Данное имущество используется объединением в соответствии с его специальной правоспособностью. При ликвидации объединения имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, не распределяется между участниками, а направляется на цели объединения.

    Ассоциация (союз) не несет ответственность по обязательствам своих членов. Напротив, члены ассоциации (союза) отвечают по ее обязательствам — несут субсидиарную ответственность всем своим имуществом, если в уставе ассоциации (союза) не содержатся пределы имущественной ответственности его членов. Это является исключением из общего правила, согласно которому учредители юридического лица не отвечают по его обязательствам. Основания и пределы ответственности членов определяются в учредительных документах объединения.

    Права и обязанности членов ассоциаций (союзов) закрепляются в их учредительных документах. Члены ассоциации (союза) имеют право безвозмездно пользоваться ее услугами (консультационными, информационными и др.). Наделение членов таким правом обусловлено тем, что имущество объединения в основном формируется за счет их средств. Член ассоциации (союза) вправе добровольно выйти из нее. Заявление о выходе может быть сделано в любое время, однако до конца финансового года он будет выполнять свои имущественные обязанности. Только после этого участник считается вышедшим из состава объединения. Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению других членов. Основания и порядок исключения определяются в учредительных документах. Дополнительная ответственность члена, добровольно или принудительно выбывшего из ассоциации (союза), по ее долгам сохраняется в течение двух лет. Размер ответственности пропорционален взносу в имущество ассоциации (союза). Принятие в ассоциацию (союз) новых участников возможно только с согласия ее действительных членов. При этом решение о приеме должно быть единогласным. На вновь вступившего может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам объединения, возникшим до его приема, если это предусматривают учредительные документы объединения.

    Управление указанным объединением осуществляется по правилам, что и управление в ТСЖ.

    Источник: http://studopedya.ru/.html

    This article was written by admin

    ×
    Юридическая консультация онлайн