Протокол о нарушении земельного законодательства

Составлять протоколы о нарушении земельного законодательства Бесплатная юридическая консультация: 2. составлять протоколы о нарушении земельного законодательства . Проверка, как одни.

Составлять протоколы о нарушении земельного законодательства


Бесплатная юридическая консультация:

2. составлять протоколы о нарушении земельного законодательства .

Проверка, как одни из способов контроля

Учитывая критическое состояние земель России, Роскомзем и его органы на местах за последнее время активизировали работу по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель.

Оглавление:

Проверки соблюдения земельного законодательства стали проводиться более системно. Так, например в новосибирской области если в 1997 г комитетами по земельным ресурсам и землеустройству районов и городов области было проведено 5579 проверок на площади 5921,9 тыс. га по в 1998 было проведено 6320 проверок на площади 51212,3 тыс. га. В среднем на 1997 г приходится по 155 проверок на рай-(гор) комитет, а в 1998 г по 175 проверок. В результате проверок в 1997 г выявлено 1866 нарушения земельного законодательства, из них 72,9 % нарушений совершено юридическими лицами (1361) , 23,2 % гражданами (433) и 3,9% — должностными лицами (72)

В 1998 г выявлено 2068 нарушений земельного законодательства. Из юридическими лицами (1430) 27,7 % — гражданами (563)и 3,7 % — должностными лицами (75)


Бесплатная юридическая консультация:

Однако, анализ выявленных нарушений земельного законодательства показывает, что как по количеству, так и по площади земель, их соотношение из года в год изменяется незначительно. Оп прежнему, основной удельный вес занимают нарушения, связанные с нерациональным и бесхозяйственным использованием земель, самовольным из занятием и захламлением (таблица приложение 2) недостаточное освоение земельных угодий фермерами обусловлено тем, что многие из них из-за недостатка средств не могут купить семена, технику, проводить работы по коренному и поверхностному улучшению земель. Основные причины не использования земель, выделенных под огородные участки:

— значительное завышение заявок без учета фактической потребности в земельных участках,

— удаленность огородов от населенных пунктов и перегруженность общественного транспорта

— постоянное повышение цен на транспортные услуги

— переувлажнение земель, а также трудности освоения выделенных участков.


Бесплатная юридическая консультация:

— Незначительно происходят изменения и в соотношение устраненных нарушений. Так в новосибирской области в 1997 г было устраненных нарушений. Так в новосибирской области 1997 г было устранено 1738 нарушений, что составляло 93 % от общего количества выявленных нарушений. К административной ответственности привлечено 530 нарушителей земельного законодательства, взыскано штрафов на сумму 464 миллиона руб. на 01.01.98 г было устранено 24 выявленные нарушения за самовольное занятие земельных участков, 79- за не использование сельскохозяйственных земель, 1 – за захламление земель 1 – за нарушение сроков возврата временно занимаемых земель , 20 — за уклонение от исполнения предписаний выданных госземинспекторами.

В 1998 г было устранено 1929 нарушений земельного законодательства, что составляет 93, 3 % от общего количества выявленных нарушений. К административной ответственности привлечено 408 нарушений, взыскано штрафов на сумму 502 млн. 616 тыс. руб. на 01.01.99 г не устранено 48 выявленных нарушений за самовольное занятие земельных участков , 6- — за не использование сельскохозяйственных земель , 1 – за захламление земель , 7- за нарушение сроков возврата временно занимаемых земель , 3 – за уклонение от исполнения предписаний, выданных госземинспекторами , 14 – за другие нарушения . Все выявленные и не устраненные случаи нарушения земельного законодательства , а также не взысканные суммы штрафов находятся под контролем рай(гор) комитетов по земельным ресурсам и землеустройству до полного их устранения во взыскания штрафов.

Принятие решения по результатам проведенного контроля

Характер принимаемого решения и его содержание основываются на данных проведенных проверок, обследований и анализа полученных материалов.

Принимаемое решение может носить предварительный характер. Это бывает тогда когда необходимо проведение дополнительных работ(лабораторных анализов, экономических расчетов, оценки экологических последствий и т. д.) при длящемся нарушении и невозможности его немедленного длящемся нарушении и невозможности его немедленного устранения, при не выявлении субъекта или оспаривании им факта (вины) нарушения. В дальнейшем при получении госинспектором всех материалов позволяющих вынести правильное, обоснованное решение, они передаются в комиссию к по контролю за использованием и охраной земель и другие органы.


Бесплатная юридическая консультация:

Решение по рассматриваемому вопросу может приниматься и на месте путем дачи соответствующих распоряжений об устранении выявленного нарушения или применения административных санкций. Ниже приводится наименование документов, оформляемых при проведении контроля.

1) «указание об устранении нарушений земельного законодательства»

В «указании ….» Дается предупреждение пользователю земельного участка, что если он не выполнит все требования, содержащиеся в «указании …» то материалы будут переданы в комиссию по контролю за использованием и охраной земель соответствующего(местного) комитета по земельным ресурсам и землеустройству для привлечения нарушителя к ответственности.

2) «протокол о нарушении земельного законодательства»

В случае не устранения нарушений в установленный срок уполномоченное должностное лицо составляет «протокол……» и в пределах своей компетенции имеет право передать его на рассмотрение в соответствующую комиссию или рассмотреть дело о нарушении земельного законодательства самостоятельно. «Протокол….» Как правило, составляется на месте обнаружения нарушения. Личность нарушителя устанавливается по имеющимся у него документам или показаниям свидетелей.


Бесплатная юридическая консультация:

3) «обращение в органы МВД об оказании содействия»

При необходимости должностные лица могут обращаться в органы министерства внутренних дел РФ за помощью по установлению личности нарушителя земельного законодательства, используя при этом указанную форму, согласно которой должностное лицо дает краткую характеристику нарушения с указанием места и времени его совершения или выявления, информацию о личности нарушителя (приметы, номер автомобиля и т. д.)

4) « требование о приостановке работ, эксплуатации объекта»

такое предписание оформляется должностным лицом при обнаружении существенных правонарушений, для устранения которых необходима указанная мера.

В требовании о приостановлении работ, ведущихся с нарушением земельного законодательства указывается срок, в течение которого надлежит устранить допущенные недостатки, и предупреждение, что если работы будут продолжаться без устранения нарушений, то по предписанию госинспектора будет прекращено финансирование работ.


Бесплатная юридическая консультация:

5) «предписание о прекращении финансирования (кредитования) строительства, эксплуатации объектов»

В случае продолжения работ ведущихся с нарушением земельного законодательства (без принятия мер по устранению нарушения) госинспектор направляет в финансово-кредитный орган «предписание» с указанием:

Предписание действует до устранения нарушителем тех нарушений, которые были зафиксированы в требовании госинспектора.

6) «уведомление должностного лица о разрешении возобновления работ и их финансирования (кредитования)»

Такое «уведомление….» оформляется госинспектором после устранения нарушения.


Бесплатная юридическая консультация:

7) «уведомление должностного лица о возобновлении приостановленного финансирования (кредитования) работ,

8) эксплуатации объектов»

9) после устранения нарушения госинспектор направляет в банк соответствующие «уведомление»

Дела о нарушениях земельного законодательства рассматриваются комиссиях по контролю за использованием и охраной земель. Персональный состав комиссии, создаваемой при каждом комитете по земельным ресурсам и землеустройству утверждается приказом этого комитета (республиканского, краевого, областного, районного) в составе председателя, секретаря и членов комиссии.

Протокол подписывается председателем комиссии, секретарем, гражданином или представителем юридического лица, совершившим правонарушение. В случае отказа лица, совершившего правонарушение , от подписания протокола в нем делается об этом запись

Бесплатная юридическая консультация:

При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе.

8) « постановление о наложении административного взыскания»

комиссия вправе рассматривать дела при наличии 2/3 става комиссии, присутствовавших на заседании. Член комиссии , не согласный с принятым решением, излагает свое мнение , которое прилагается к постановлению. Постановление подписывается председательствующим и секретарем.

По результатам рассмотрения дела выносится одно из следующий «постановлений …..»

— вынесенное комиссией постановление регистрируется в специальной книге.


Бесплатная юридическая консультация:

Для принудительного исполнения «постановления…» должн6остное лицо направляет ходатайство и материалы дела о нарушении земельного законодательства в народный суд или в финансово-кредитные органы, в которых юридические лица открыли счет либо в арбитражный суд.

Все проведенные проверки соблюдения земельного законодательства , а также принятые меры по устранению нарушений фиксируются в специальной книге проверок, а введенные комиссией постановления – в книге регистрации постановлений.

Анализ института административной ответственности и действующего законодательства об административной ответственности за нарушение земельного законодательства позволил выявить следующие проблемы :

1 противоречивость законодательства устанавливающего административную ответственность за нарушение норм земельного права

2 необозримость управленческого нормотворчества содержащего административно – правовые нормы


Бесплатная юридическая консультация:

3 отсутствие теоретического обоснования привлечения к административной ответственности юридических лиц

4 несоответствие размеров штрафов: предусмотренных различными нормативно- — правовыми актами за аналогичные административные правонарушения в области земельных отношений

5 эффективность административной ответственности

Противоречивость законодательства будет существовать до тех пор пока не начнется работа по систематизации и кодификации огромного массива управленческих нормативно – правовых актов, регулировающих отношения в данной области а этого не произойдет в скором времени так как решение вопроса о земельных отношениях и реформе остается чисто политическим.

На протяжении нескольких лет законодатель не может решить – быть частной собственности на землю в России или нет , в то время как конституция РФ , всенародно принятый основной закон страны, признает и закрепляет это право. Более того « указная» форма регулирования земельных отношений, уже закрепила почти все земли сельскохозяйственного назначения в частной собственности граждан. Таким образом, противоречивость законодательства является как бы следствием этой неразберихи. Чтобы институт административной ответственности работал, и работал эффективно, нужна стабильность и системность законодательства ,А это значит, что актуальность издания нового Земельного Кодекса , а равно, и Кодекса об административных нарушениях как никогда высока.

Решением вопроса о привлечении к административной ответственности должностных лиц могли бы стать либо передача полномочий по наложению административных взысканий на этих субъектов органам, осуществляющим госземконтроль, либо практическое взаимодействие административных комиссий и этих органов. Первоочередной задачей на этом пути должно стать законодательные закрепление понятия «должностное лицо» во многом теоретически спорно признание в качестве субъектов административной ответственности юридических , а в каких должностных лиц. На практики же мерилом служит размер штрафа, как известно, для юридических лиц он в десятки раз больше.


Бесплатная юридическая консультация:

Устранить несоответствие размеров штрафов за нарушение земельного законодательства, установленных в различных нормативно – правовых актах , способно лишь принятие основополагающего нормативного акта в земельном и административном праве.

К вышеперечисленным условиям, от которых зависит надлежащий уровень эффективности административной ответственности. Необходимо добавить еще несколько, от соблюдения которых он зависит не меньше:

А) высокой, общей, политической и правовой культуры работников государственных органов и населения,

Б) максимальной защиты законов от влияния политической коньюктуры ( трудно себе представить закон, не зависимый от политики, но он не должен быть лишь отражением ее колебаний )

В) запрещения сводить функцию закона к защите и выражению корпоративных интересов, ибо в этом случае вопреки воле народа даже под прессом принуждения не будут иметь успеха


Бесплатная юридическая консультация:

Г) наличия материальных , организационных кадровых возможностей для исполнения законов

Д) инвариантности требований законов т е. Одинаковой обязанности их для всех граждан, должностных лиц и юридических лиц

Е) доверия народа к государству его законодательным исполнительным и судебным органам

Ж) эталонности отношения власти к законам ( пока законы действуют , они подлежат обязательному исполнению всеми органами и должностными лицами , правовой нигилизм властей является мощнейшими средствами разрушения законности и идеологии законопослушания.

Таким образом путями решения проблем выявленных в результате анализа института административной ответственности за нарушение земельного законодательства и норм права составляющих этом институт и закрепленных в нормативно-правовых актах, является разработка и принятие кодифицированных земельного и административного нормативно -–правовых актов с учетом сложившихся трудностей в практике и новых экономических и социально- политических условий.


Бесплатная юридическая консультация:

Список использованной литературы

1. Конституция РФ

2. Земельный кодекс РСФСР 1991 г.

3. Указ Президента от 16 декабря 1993 г «О порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в РФ»

4. Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г № 1767»О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»

5. Постановление Правительства РФ от. 12.03.96 №271 «О порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в РФ.»


Бесплатная юридическая консультация:

6. Разъяснения о порядке работы органов осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, по привлечению должностных лиц, граждан и юридических лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, к административной ответственности. Утверждены совместным приказом Комитета по земельным ресурсам при правительстве РФ.

7. Административное принуждение и административная ответственность// сборник нормативных актов М.: Бек, 1998.

8. Ведомости съезда народных депутатов РФ . 1992. № 10 ст.457

9. Бахрах Д.Н. административное право. — М.: Бек. 1996.с.258

10. Боголюбов С. А .Земля и право . – М.: Инфра, 1997. – 16 с.


Бесплатная юридическая консультация:

11. Государство и право . 1995. № 8 с.// Современные проблемы нового земельного законодательства.

12. Ерофеев Б.В. земельное право. – М.: Новый юрист, 1998.- с.30

13. Жариков Ю. , Улюкаев В. земельное право России — М.: Былина, 1997. – с.

14. Забелышенский А.А. Правовая охрана земель как составной части природного комплекса. Свердловск 1979.с.15.

15. Иконицкая И.А. Красно Н.И. земельное право и охрана природы // Советское государство и право.


Бесплатная юридическая консультация:

16. Колбасов О.С. Экология: политика – право. М., 1975. С. 216

17. Комов Н. Управление земельными ресурсами России – М., 1995 г.

18. Комов Н., Родин А., Алаказ В. Земельные отношения и землеустройство в России М.: изд-во: «Руалит», 1995.- 512 с.

19. Петров В.В. Объект и предмет правовой охраны природы в СССР // Советское государство и право 1976 № 4 с.60.

20. Петров В.В. Земельное право России: Учеб. По специальности «Правоведение» М.: Зерцало, 1998.


Бесплатная юридическая консультация:

21. Право природопользования в СССР / отв. ред. И.А. Иконицкая. М., 1990 с.10-11

22. Харьков В. Н. Организационно-правовое обеспечение рационального использования и охраны земель на уровне субъекта РФ. – Тверь: Россполиграфпром, 1997. С.31 – 35

23. Файрадова У.Ш. Административная ответственность за нарушение природоохранительного законодательства. – Баку: Элм, 1989. – 178 с.

24. Шемшученко Ю.С. , Мунтян В.Д. Розовский Б.Т. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды. Киев 1978 с.10.

Источник: http://www.kazedu.kz/referat/27172/2


Бесплатная юридическая консультация:

Протокол о нарушении земельного законодательства

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ

от 10 сентября 1994 года N 35

Об утверждении Инструкции о порядке работы государственных инспекторов по использованию и охране земель по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушение земельного законодательства

Утратил силу Постановлением КМ РТ от 28.03.2005 г. N 153

Зарегистрирован Минюстом РТ 12 августа 1994 г., рег. N 16


Бесплатная юридическая консультация:

Во исполнение Положений «О порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в РТ», утвержденного постановлением Кабинета Министров РТ от 20.06.94 г. N 282 и «О порядке взыскания и расходования средств, поступающих от уплаты штрафов за нарушения земельного законодательства РТ», утвержденного постановлением Кабинета Министров РТ от 04.08.94 г. N 382 ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке работы государственных инспекторов по использованию и охране земель по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушение земельного законодательства.

2. Отделам комитета, районным и городским комитетам по земельным ресурсам и земельной реформе принять настоящую Инструкцию к руководству и использованию в практической работе.

Инструкция о порядке работы государственных инспекторов по использованию и охране земель по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушения земельного законодательства

Утвержденаприказом ГК РТпо земельным ресурсами земельной реформеот 10.09.1994 г. N 35

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Положениями «О порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Республике Татарстан», утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 июня 1994 г. N 282 и «О порядке взыскания и расходования средств, поступающих от уплаты штрафов за нарушения земельного законодательства Республики Татарстан», утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 августа 1994 г. N 382.


Бесплатная юридическая консультация:

2. Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется в соответствии с годовыми планами работ районных и городских комитетов земресурсов, а также в ходе рассмотрения заявлений и жалоб граждан, должностных и юридических лиц по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав граждан и других землевладельцев и землепользователей на землю.

Органы Госкомзема Республики Татарстан осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель во взаимодействии с органами представительной и исполнительной власти, другими специально уполномоченными органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель.

3. В соответствии с указанным Положением организация и осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель возлагается на Главного государственного инспектора по использованию и охране земель Республики Татарстан, его заместителей, государственных инспекторов по использованию и охране земель Госкомзема Республики Татарстан, районов и городов, их заместителей, инспекторов по использованию и охране земель соответствующих районных и городских комитетов.

4. Государственным инспекторам по использованию и охране земель, их заместителям, инспекторам по использованию и охране земель выдается удостоверение установленного образца Госкомземом Республики Татарстан.

5. В целях привлечения широкой общественности к осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель на местах могут быть введены должности внештатных общественных инспекторов по использованию и охране земель из числа специалистов сельскохозяйственных предприятий, органов местного самоуправления, общественных объединений граждан.

Внештатным общественным инспекторам по использованию и охране земель председателями районных и городских комитетов по земельным ресурсам и земельной реформе выдаются удостоверения установленного образца.

II. Оформление документов при выявлении нарушений земельного законодательства

6. При выявлении нарушений земельного законодательства Главный государственный инспектор по использованию и охране земель, его заместители, государственные инспекторы по использованию и охране земель, их заместители, инспекторы и общественные инспекторы по использованию и охране земель составляют протокол о нарушении земельного законодательства (Приложение N 1).

В соответствии с п.10 Положения «О порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Республике Татарстан» госкомземинспектор вправе обратиться в соответствующие органы Министерства внутренних дел Республики Татарстан за помощью по установлению личности нарушителя земельного законодательства (Приложение N 2).

7. В протоколе о нарушении земельного законодательства указывается: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол, сведения о личности нарушителя, место, время совершения и существо правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное нарушение, объяснения нарушителя, иные сведения. Протокол подписывается лицом, его составившим и должностным лицом, гражданином или представителем юридического лица, совершившим правонарушение. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом.

Если нарушителем является юридическое лицо, то в протоколе вместо сведений о личности нарушителя указывается: точное наименование юридического лица, его адрес, банковские реквизиты, телефон, телефакс, фамилия, имя и отчество представителя юридического лица.

Представителем юридического лица является его руководитель или должностное лицо, которому по доверенности предоставлено право представлять интересы этого юридического лица.

8. Лицо, совершившее нарушение земельного законодательства, вправе представить прилагаемые к протоколу замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

При составлении протокола нарушителю объясняются его права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе.

9. Протокол о нарушении земельного законодательства составляется в трех экземплярах, из которых 1-й экземпляр в трехдневный срок направляется государственному инспектору по использованию и охране земель, 2-й экземпляр вручается нарушителю земельного законодательства, 3-й экземпляр хранится у должностного лица, составившего протокол.

10. В отдельных случаях при бесхозяйственном использовании земельных участков, использовании их не по целевому назначению, нарушении сроков возврата временно занимаемых земельных участков и установленного режима использования земель, порче земель, размещении объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, должностное лицо, осуществляющее государственный контроль за использованием и охраной земель, может выносить предупреждение с установлением срока (до трех месяцев) устранения выявленного нарушения, о чем составляется указание-предупреждение (Приложение N 3).

Указание-предупреждение составляется в двух экземплярах, из которых первый экземпляр вручается нарушителю земельного законодательства, второй хранится у должностного лица, составившего указание-предупреждение.

Если порча земли произошла вследствие аварии на нефтепромысловых объектах, срок устранения нарушения может быть продлен на время, необходимое по технологии для восстановления загрязненных земель.

В случае неустранения нарушений в срок, установленный в указаниипредупреждении, должностное лицо составляет протокол о нарушении земельного законодательства.

11. При обнаружении ведения работ с нарушением земельного законодательства государственный (инспектор) по использованию и охране земель, в соответствии с п.10 «в» Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Республике Татарстан выносит требование (Приложение N 4) о приостановке этих работ с установлением срока для устранения выявленного нарушения.

В случае продолжения этих работ без принятия мер по устранению нарушения государственный инспектор по использованию и охране земель, в соответствии с п.10 «к» указанного Положения, направляет в финансовокредитный орган предписание о прекращении их финансирования (кредитования) (Приложение N 5).

Возобновление работ и их финансирования (кредитования) разрешается соответствующим уведомлением государственного инспектора по использованию и охране земель (Приложения N 6 и 7).

12. Если нарушителями земельного законодательства являются военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, то они привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном ст.16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

13. Административная ответственность для граждан наступает по достижении ими 16-летнего возраста.

К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившим нарушения земельного законодательства, в соответствии со ст.14 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях взыскание применяется комиссиями по делам несовершеннолетних на основании протокола, составленного государственным инспектором по использованию и охране земель.

III. Рассмотрение дел о нарушениях земельного законодательства

14. Дела о нарушениях земельного законодательства в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола о нарушении земельного законодательства рассматриваются государственными инспекторами по использованию и охране земель Госкомзема Республики Татарстан и его органов на местах самостоятельно.

15. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, для рассмотрения дела о нарушениях земельного законодательства вызывается повесткой (Приложение N 8) или может быть извещено или вызвано телефонограммой или телеграммой.

Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

16. При рассмотрении дела о нарушениях земельного законодательства государственным инспектором по использованию и охране земель выносится одно из следующих постановлений по делу (Приложение N 9):

а) о наложении административного взыскания;

б) о прекращении дела производством.

Постановление должно содержать: наименование органа, вынесшего постановление, дату рассмотрения дела, сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело, изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение, принятое по делу решение, размер, срок и порядок уплаты штрафа.

17. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, подписывается в трех экземплярах, регистрируется в специальной книге (Приложение N 10) и в течение трех дней копия постановления вручается под расписку или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле.

18. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения, либо в месячный срок по окончании срока, установленного указанием-предупреждением.

При наложении взыскания на граждан и должностных лиц учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

IV. Порядок обжалования и опротестования постановлений о наложении штрафа

19. Постановление государственного инспектора по использованию и охране земель может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение 10 дней со дня вынесения постановления в Госкомзем Республики Татарстан, в районный (городской) суд, в арбитражный суд.

В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу.

20. Госкомзем Республики Татарстан рассматривает жалобу в 10-дневный срок со дня ее поступления и принимает одно из следующих решений:

1. Оставляет постановление без изменения, жалобу или протест без удовлетворения.

2. Отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение.

3. Отменяет постановление и прекращает дело.

21. Постановление Государственного инспектора по использованию и охране земель может быть опротестовано прокурором.

Подача жалобы или принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления госинспектора до рассмотрения жалобы или протеста.

Копия решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему — по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.

V. Исполнение постановлений о наложении административного взыскания

22. Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению с момента его вынесения. Штраф должен быть уплачен не позднее пятнадцати дней со дня вручения постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования постановления или опротестования постановления не позднее 15 дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. В случае обжалования постановления о наложении штрафа в судебном порядке срок уплаты штрафа определяется в решении судебного органа.

23. Не подлежит выполнению постановление о наложении штрафа, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения.

Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных лиц от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненных убытков и вреда.

Одновременно с вынесением постановления о наложении штрафа госинспектор устанавливает срок для устранения нарушения земельного законодательства, о чем делается запись в постановлении. В случае неустранения нарушений в установленный срок виновные повторно привлекаются к административной ответственности.

24. В случае неуплаты штрафа в 15 дневный срок взыскание денежных средств в размере суммы штрафа с юридических лиц (за исключением иностранных и международных организаций), привлеченных к административной ответственности за нарушение земельного законодательства, производится в бесспорном порядке финансово-кредитными органами на основании постановления госинспекторов и их заместителей.

Взыскание штрафов с иностранных и международных организаций, предпринимателей без образования юридического лица, должностных лиц и граждан производится на основании решения арбитражного суда или суда.

25. Для принудительного исполнения постановления комитет по земельным ресурсам и земельной реформе направляет ходатайство и материалы дела о нарушении земельного законодательства в народный суд или в финансово-кредитные органы, в которых юридические лица открыли счет, либо в арбитражный суд (Приложения N 11, 12).

VI. Приостановление неправомочных решений органов местного самоуправления

26. В случае принятия органами местного самоуправления неправомерных решений (постановлений) по вопросам изъятия и предоставления земель комитеты по земельным ресурсам и земельной реформе выносят решение (Приложение N 13) о приостановлении этих решений до рассмотрения в соответствующих органах. Решение направляется в орган, принявшие неправомерное решение, с изложением несоответствия принятого решения требованиям земельного законодательства.

Если неправомерное решение не отменено в 10-дневный срок и орган местного самоуправления не сообщил причины отказа по его отмене, орган Госкомзема Республики Татарстан подвергает к штрафу должностное лицо за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение решения и обращается в вышестоящую администрация, прокурору или в суд с ходатайством о необходимости отмены неправомерного решения.

VII. Отчетность о привлечении виновных лиц за нарушения земельного законодательства и административной ответственности

27. В соответствии с п.11 Положения «О порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Республике Татарстан» комитеты по земельным ресурсам и земельной реформе составляют ежегодный отчет «О контроле за использованием и охраной земель» по установленной форме.

Приложение N 1

(наименование государственного органа по контролю)

Почтовый адрес Тел______________

Протокол о нарушении земельного законодательства

Руководствуясь Законом Республики Татарстан «Об административной

ответственности за нарушение земельного законодательства», Положением

«О порядке осуществления государственного контроля за использованием

и охраной земель в Республике Татарстан», утвержденным постановлением

(должность, место работы, фамилия и.о. проводившего проверку

и составившего протокол)

(описать время, место и характер нарушения)

Указанное нарушение земельного законодательства совершено___________

(юридическое лицо, должностное лицо, фамилия имя отчество гражданина,

место работы, адрес правонарушителя)

Объяснение лица привлекаемого к ответственности за нарушение

земельного законодательства и объяснение причин невыполнения указания-

(в случае вынесения такого указания)

(должностного лица, проводившего проверку и составившего протокол)

(руководителя предприятия, организации, гражданина)

Приложение N 2. Об оказании содействия

Приложение N 2Начальнику________________________(городского, районного)отдела внутренних дел

Руководствуясь п.10 Положения «О порядке осуществления

государственного контроля за использованием и охраной земель в Республике

Татарстан», утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики

Татарстан от 20.06.94 г. N 282, я, государственный инспектор по

использованию и охране земель____________________________________________

(наименование района, города, фамилия, имя

отчество, должность, место работы)

прошу оказать содействие в выявлении личности нарушителя земельного

законодательства на земельном участке по адресу

(краткое описание правонарушения)

Ваше решение и порядок взаимодействия прошу сообщить в комитет по

земельным ресурсам и земельной реформе___________________________________

Государственный инспектор по

использованию и охране земель

_____________________________ _________________ _______________________

(города, района) (подпись) (фамилия И.О.)

Приложение N 3. Указание-предупреждение государственного инспектора по использованию и охране земель

«____»________________199__г. N _____ _________________________________

В порядке осуществления государственного контроля за использованием

и охраной земель мною____________________________________________________

(фамилия, имя, отчество госземинспектора,

место работы, должность)

произведена проверка соблюдения земельного законодательства______________

(название собственника земли, землевладельца, землепользователя,

В результате чего установлено, что__________________________________

Указанные нарушения допущены________________________________________

(юридическое лицо, фамилия, имя,

отчество гражданина, место работы, адрес правонарушителя)

Руководствуясь Положением «О государственном контроле за

использованием и охраной земель в Республике Татарстан», обязываю________

(содержание указания и срок его выполнения)

При невыполнении настоящего Указания в установленный срок Вы будете

привлечены к административной ответственности в соответствии со

статьей_____________ Закона Республики Татарстан «Об административной

ответственности за нарушение земельного законодательства»

(должность лица, составившего указания) (подпись ф.и.о.)

Копию Указания получил______________________________________________

(должность, ф.и.о. правонарушителя)

Приложение N 4. Требование государственного инспектора по использованию и охране земель

о приостановке работ, эксплуатации объекта

«____»________________199__г. N _____ _________________________________

1. В порядке осуществления государственного контроля за

использованием и охраной земель мною_____________________________________

(фамилия, имя, отчество госземинспектора,

место работы, должность)

произведена проверка соблюдения земельного законодательства на землях

(название собственника земли, землевладельца, землепользователя,

(описание промышленного, гражданского строительства,

разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации

объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных,

геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ)

2. В результате проверки установлено, что___________________________

земельного законодательства при производстве работ, эксплуатации

Указанное нарушение допущено________________________________________

(юридическое лицо, фамилия, имя,

отчество гражданина, место работы, адрес правонарушителя)

3. Руководствуясь пунктом 10 «в» Положения «О порядке осуществления

государственного контроля за использованием и охраной земель в Республике

Татарстан», утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики

Татарстан от 20.06.94 г. N 282, приостанавливаю проведение работ,

эксплуатацию объекта (см. п.2 настоящего требования), ведущихся с

нарушением требований земельного законодательства и обязываю до

«____»_______________199__г. устранить отмеченные нарушения.

В случае продолжения работ без устранения нарушений будет направлено

предписание в финансово-кредитный орган о прекращении финансирования

(кредитования) отмеченных работ, эксплуатации объекта.

Возобновление работ, эксплуатации объекта разрешаются только при

получении Уведомления государственного инспектора по использованию и

охране земель об их разрешении.

_________________________________ _______________ _____________________

(должность лица, выписавшего (подпись) (фамилия И.О.)

Копию Требования получил____________________________________________

(должность, фамилия, инициалы

Приложение N 5. Предписание о прекращении финансирования (кредитования) строительства, эксплуатации объектов

Приложение N 5В___________________________(наименованиефинансово____________________________кредитного органа)

Руководствуясь п.п. 10 «в» и 10 «к» Положения «О порядке

осуществления государственного контроля за использованием и охраной

земель в Республике Татарстан», утвержденного постановлением Кабинета

Министров Республики Татарстан от 20.06.94 г. N 282 я,___________________

(фамилия, имя, отчество госземинспектора должность, место работы)

вношу обязательное для исполнения предписание о прекращении

(описание работ, выполняемых с нарушением

земельного законодательства, наименование юридического лица

и его банковские реквизиты)

Предписание вносится в связи с тем, что_____________________________

(наименование юридического лица)

не выполнило требования госземинспектора от «__»__________199__г. N _______

о приостановке работ, ведущихся с нарушением земельного законодательства.

Возобновление финансирования (кредитования) работ разрешается только

при получении уведомления госземинспектора.

Государственный инспектор по

использованию и охране земель

_____________________________ _________________ _______________________

(город, район) (подпись) (фамилия и.о.)

Приложение N 6. Уведомление о возобновлении приостановленных работ, эксплуатации объектов

Приложение N 6В___________________________(юридическое лицо, фамилия,____________________________и.о. гражданина, адрес)

от _________________________________ N _______

Государственным инспектором по использованию и охране земель________

(района, города, фамилия, имя, отчество, должность, место работы)

«_____»__________________199__г. N ________

оформлено требование о приостановке работ, эксплуатации объекта на

земельном участке по адресу______________________________________________

(юридическое лицо, фамилия, имя, отчество гражданина)

с нарушением земельного законодательства.

В связи с устранением нарушений указанное требование признается

утратившим силу с «_____»__________________199__г.

_____________________________ ______________ ___________________________

(должность лица, выписавшего (подпись) (фамилия и.о.)

Приложение N 7. Уведомление о возобновлении приостановленного финансирования (кредитования) работ, эксплуатации объектов

Приложение N 7В___________________________(наименованиефинансово____________________________кредитного учреждения)

от _________________________________ N _______

Государственным инспектором по использованию и охране земель________

(района, города, фамилия, имя, отчество, должность, место работы)

«_____»__________________199__г. N _________

оформлено предписание о прекращении финансирования (кредитования) работ,

эксплуатации объекта на земельном участке по адресу______________________

(юридическое лицо, фамилия, и.о. гражданина)

с нарушением земельного законодательства.

В связи с устранением нарушений указанное предписание признается

утратившим силу с «_____»__________________199__г.

_____________________________ ______________ ___________________________

(должность лица, выписавшего (подпись) (фамилия и.о.)

Приложение N 8. Повестка вызова для рассмотрения дела о нарушении земельного законодательства

(наименование комитета по земельным ресурсам и земельной реформе

«_____»____________199__г. N _______

Слушание дела о нарушении земельного законодательства__________________

(фамилия, имя, отчество, должность, место работы представителя

юридического лица, должностного лица или гражданина,

установленного протоколом о нарушении земельного законодательства

от_________________N ________ назначено на «____»_________________199__г.

в________час. по адресу _________________________________________________

Руководствуясь ст.247 Кодекса РСФСР об административных

(фамилия, имя, отчество вызываемого лица)

для рассмотрения дела о нарушении земельного законодательства. Прошу

представить все имеющиеся замечания, объяснения, доказательства,

заключения по существу нарушения.

В случае неявки лица, привлекаемого к ответственности, когда имеются

данные о своевременном о своевременном его извещении и если от него

не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела, в

дело может быть рассмотрено в отсутствии этого лица.

по использованию и охране

земель_____________ района _______________ ____________________________

(подпись) (фамилия, и.о.)

Расписка в получении повестки от________________________N ___________

(фамилия, и.о., должность)

_______________________________ ______________ _________________

(дата) (время) (подпись)

Приложение N 9. Постановление государственного инспектора по использованию и охране земель

о наложении штрафа за нарушение земельного законодательства

Руководствуясь Положениями «О порядке осуществления государственного

контроля за использованием и охраной земель в Республике Татарстан»,

«О порядке взыскания и расходования средств, поступающих от уплаты

штрафов за нарушения земельного законодательства в Республике Татарстан»

и результатами рассмотрения дела о нарушении земельного законодательства

(полное название госземинспектора, фамилия, имя,

отчество, место работы, должность)

(юридическое лицо, фамилия, имя, отчество гражданина,

место работы, адрес правонарушителя)

виновным в нарушении земельного законодательства выразившимся в

(краткое изложение существа правонарушения)

За данное нарушение согласно статьи_____ Закона Республики Татарстан

«Об административной ответственности за нарушения земельного

законодательства» виновные подвергаются штрафу от____________ до_________

минимальных размеров месячной оплаты труда.

2. За допущенные нарушения взыскать с_______________________________

организации юридического лица, фамилия и.о. должностного лица,

гражданина, место работы, адрес правонарушителя)

штраф в размере___________ минимальных размеров оплаты труда или в сумме

(цифрами и прописью)

Означенный штраф должен быть внесен в течение 15 дней со дня

врученияния постановления о наложении штрафа:

в размере 70 процентов в сумме___________________________________________

(цифрами и прописью)

на специальный бюджетный счет N ________ _______________________________

в размере 30 процентов в сумме___________________________________________

(цифрами и прописью)

на специальный внебюджетный счет Nв РКЦ НБ РТ г.Казани МФО

265005. Получатель Госкомзем Республики Татарстан.

(наименование организации, на чей счет вносится штраф)

Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в

соответствующих вышестоящих органах, в районном (городском) народном суде

или арбитражном суде.

Государственный инспектор по

использованию и охране земель

_____________________________ _______________ ___________________

(района, города) (подпись) (фамилия и.о.)

Источник: http://docs.cntd.ru/document/

Тема 6. Ответственность за нарушение земельного законодательства. Разрешение земельных споров

Семинарское занятие – 2 ч

Место проведения – учебная аудитория

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие, состав и виды земельных правонарушений.

2. Понятие, признаки и виды юридической ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель.

3. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения.

4. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения.

5. Принудительное прекращение права на земельный участок как специальная земельно-правовая ответственность.

6. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями.

7. Понятие и виды земельных споров. Порядок и сроки разрешения земельных споров.

Практическое занятие – 2 ч

Место проведения – учебная аудитория

1. Гражданин Марусев получил на основании распоряжения главы администрации в собственность за плату земельный участок площадью 1200 кв.м. для жилищного строительства на территории города. Стоимость земельного участка внесена гражданином полностью. Право собственности на землю зарегистрировано. По распоряжению гражданин принимал на себя обязательства приступить к строительству жилого дома в течение 6 месяцев с даты получения земельного участка и закончить строительство по истечении 2 лет с даты предоставления земельного участка.

Гражданин построил на части земельного участка площадью временное строение на фундаменте и сдавал его в аренду по договору ООО «Машенька» для использования под складские нужды. В соответствии с договором ООО «Машенька» обязалось построить для гражданина жилой дом на участке. На оставшейся части земельного участка площадью ООО «Машенька» начало строительство жилого дома для гражданина в соответствии с договором на производство строительных работ.

Органами государственного контроля были составлены протоколы о нарушениях земельного законодательства, выразившихся в: использовании гражданином Марусевым части земельного участка с нарушением целевого назначения, самовольном занятии земельного участка ООО «Машенька» и самовольном строительстве на земельном участке.

Какие нарушения земельного законодательства имеются в действиях гражданина Марусева? Правомерны ли действия Комитета по земельным ресурсам и землеустройству? Решите дело.

2. Распоряжением мэра Томска предоставлен земельный участок площадью 3,8 га ООО «Спектр» для строительства городка деревянного зодчества на условиях аренды сроком 49 лет.

После заключения договора аренды юридическое лицо приступило к использованию земельного участка.

Однако выяснилось, что часть земельного участка, предоставленного ООО «Спектр», захламлена строительными материалами, принадлежащими кооперативу. Кооператив использовал здание, расположенное на соседнем участке, на основании договора аренды сроком на 15 лет, срок которого не истек на дату осмотра участка. Захламленными оказались часть территории ООО «Спектр» и часть земель общего пользования — часть парка.

ООО «Спектр» обратился к кооперативу с требованием освободить территорию от строительного мусора. Кооператив возвел на месте размещения мусора временное сооружение — навес, которое использовалось им как склад для строительных материалов.

Какие виды контроля за использованием и охраной существуют? Имеет ли место нарушение земельного законодательства ООО и кооперативом, и в чем оно состоит? Какая ответственность может быть предусмотрена за нарушение земельного законодательства для ООО «Спектр» и для кооператива?

3. 4 января Инспектором по контролю за соблюдением законодательства составлен протокол о нарушении законодательства АО «У». Нарушение согласно протокола самовольном занятии АО «У» земельного участка площадью принадлежащего железнодорожной станции Московская.

16 февраля, на основании протокола о нарушении земельного законодательства, АО «У» признано виновным в нарушении земельного законодательства, выразившемся в самовольном занятии земельного участка. Самовольным занятием земельного участка признана установка АО «У» забора на земельном участке.

Решение о привлечении к ответственности АО «У» было обжаловано в арбитражный суд, затем, после прекращения производства по делу за не подведомственностью, в суд общей юрисдикции.

Виды органов государственного контроля за использованием и охраной земель? Какова их компетенция? Правомерно ли привлечение АО « У» к ответственности? Определите признаки самовольного занятия земельного участка? Решите дело.

4. Гражданин Смирнов приобрел в собственность у гражданина Петрова земельный участок площадью 0,12 га для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок располагался на берегу озера. Гражданин построил жилой дом и установил железобетонный забор, отделяющий границы его земельного участка. Забор был установлен по границе земельного участка и до уреза воды, тем самым был перекрыт свободный проход по берегу озера гражданам, отдыхающим на озере. Жители поселка лишились возможности прогона скота на водопой.

При осмотре земельного участка выяснилось, что:

— исчезли межевые знаки, определяющие границы земельного участка (по документам граница земельного участка проходила в трех метрах от уреза воды),

— разрешения на строительство забора и каменного строения на расстоянии 1,5 метров от уреза воды получено не было,

— срублены деревья по берегу озера.

Какие нарушения допущены гражданином Смирновым? Какие санкции могут быть применены к гражданину Смирнову? Каков порядок составления протокола о нарушении земельного законодательства?

5. Товарищество обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным постановления земельной административной комиссии в части размера наложенного на него штрафа за самовольное занятие земельного участка. Истец утверждал, что самовольное занятие земли вызвано производственной необходимостью, и размер незаконно занятого участка составил всего несколько десятков квадратных метров. Между тем земельный орган наложил на него максимально допустимый за данное нарушение штраф.

Ответчик сообщил, что факт нарушения подтвержден материалами дела, земельная административная комиссия действовала в пределах предоставленных ей полномочий, и штрафные санкции применила с учетом допустимого указом размера. Имеющиеся в деле материалы свидетельствуют о том, что товарищество самовольно занятые земли привело в первоначальное состояние, причиненный ущерб возместило в добровольном порядке, причиной таких действий явились обстоятельства, вызванные крайне ограниченным размером территории, необходимой для складирования производимой продукции.

6. Общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным постановления Комиссии по контролю за использованием и охраной земель о наложении на истца штрафа за самовольное занятие земельного участка.

Истец мотивировал свои требования истечением двухмесячного срока, в течение которого к нему может быть применено взыскание. Ответчик указал, что со дня составления протокола о нарушении земельного законодательства до дня принятия постановления о наложении штрафа указанный срок не истек.

Как следует из материалов дела, органом земельного контроля по факту нарушения сначала было вынесено предписание установлением месячного срока для устранения выявленного правонарушения, а затем в связи с неустранением ответчиком нарушения в указанный срок составлен протокол о нарушении земельного законодательства.

Последний был передан на рассмотрение комиссии по контролю за использованием и охраной земель спустя 20 дней с момента оформления.

7. АОЗТ «Пульсар» обратилось в суд с иском к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Томска о признании недействительным постановления его комиссии по контролю за использованием и охраной о наложении на истца штрафа за пользование земельным участком без правоустанавливающих документов от 3 апреля 1997 г.

Свои требования о признании данного постановления недействительным истец обосновал тем, что он занял спорный участок не самовольно, а получил его для строительства магазина согласно распоряжению администрации Ленинского района г. Томска от 14 октября 1994 г. Также АОЗТ «Пульсар» первоначально пользовалось земельным участком по договору аренды от 3 апреля 1993 г. Построенный магазин по продаже автозапчастей был принят в эксплуатацию по акту государственной приемочной комиссии в 1994 г.

Подлежит ли удовлетворению иск?

8. Из-за неправильного применения ядохимикатов на полях фермерского хозяйства погибло 169 диких перелетных гусей. Обработку полей по договору проводила специализированная организация. Судебно-химическая экспертиза установила, что гибель гусей произошла в результате попадания в организм птиц фосфида цинка, которым производилась обработка полей, в том числе, и на расстоянии ближе, чем 500 м от водоема, где остановились дикие гуси.

Какие нарушения и кем были совершены? Какая предусмотрена ответственность за причинение вреда? Решите дело.

1. Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (с изм. и доп.).

2. Федеральный Закон «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ (с изм. и доп.).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с изм и доп.).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (с изм. и доп.).

5. Гражданский кодекс Российской Федерации часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (с изм. и доп.).

6. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с изм. и доп.).

7. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (с изм и доп.).

8. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. и доп.).

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп.).

10. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (с изм. и доп.).

11. Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. N 833 «О государственном земельном контроле» (с изм. и доп.).

12. Приказ Росземкадастра от 18 декабря 2002 г. N П/371 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации «О государственном земельном контроле» ( с изм. и доп.).

13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» (с изм. и доп.).

194.48.155.252 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock! и обновите страницу (F5)очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/5_164551_tema—otvetstvennost-za-narushenie-zemelnogo-zakonodatelstva-razreshenie-zemelnih-sporov.html

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн