Тарифы в энергетике

Особенности формирования тарифов в энергетике Бесплатная юридическая консультация: Под ценообразованием в электроэнергетике подразумеваются принципы и конкретные механизмы формирования цен и.

Особенности формирования тарифов в энергетике


Бесплатная юридическая консультация:

Под ценообразованием в электроэнергетике подразумеваются принципы и конкретные механизмы формирования цен и тарифов. Различают два важнейших вида ценообразования:

Оглавление:

регулируемое государством, которое существует в различных вариантах: государственные органы устанавливают абсолютное значение цен (тарифов) либо методологию их определения;

конкурентное (рыночное, свободное) ценообразование, при котором цены формируются на основе спроса и предложения без вмешательства государственных регулирующих органов; однако нередко государство ограничивает конкурентные цены верхним и нижним пределами.

Применение этих видов ценообразования зависит от модели электроэнергетики, сравнительная характеристика которых представлена на нижеприведенном рисунке.

В настоящее время электроэнергетика России функционирует в условиях переходного периода реформирования: происходит трансформация прежней вертикально- интегрированной модели электроэнергетики в конкурентную. Вслед за разделением РАО «ЕЭС России» и региональных АО-энерго на специализированные компании, произошла горизонтальная интеграция новых компаний регионального уровня в более крупные межрегиональные.


Бесплатная юридическая консультация:

При всем разнообразии моделей развития электроэнергетики в разных странах, реформа отрасли всегда затрагивают практику ценообразования. Однако и при самой либеральной модели, как правило, наряду с рыночным ценообразованием в отрасли существуют сферы ценового регулирования.

Рисунок 1. Сравнение моделей электроэнергетики

В случае если регулируемое ценообразование преобладает (как, например, в переходный период реформирования электроэнергетики в России) уровень цен конкурентного рынка в существенной мере зависит от уровня регулируемых цен.

В результате распространены такие принципы ценообразования, как установление цен (тарифов) на основе издержек и перекрестное субсидирование.

Ценообразование на основе издержек предусматривает включение в цены (тарифы) фактических расходов, нередко всех. В результате у предприятий энергетики снижаются стимулы к повышению эффективности: ведь им компенсируют затраты, вне зависимости от эффективности работы. При этом в цены и тарифы может включаться инвестиционная составляющая – средства на капитальные вложения, объем которых, в отсутствие рыночных ограничителей и достоверной картины издержек производства, определяется столь же произвольно.


Бесплатная юридическая консультация:

Перекрестное субсидирование заключается в искусственном занижении цен (тарифов) для населения за счет их завышения для промышленных предприятий, либо в искусственном перераспределении прибыли между разными видами деятельности в электроэнергетике. Причем наиболее распространенным является установление пониженного тарифа для граждан, проживающих в сельской местности. Для данной категории тариф установлен в размере 70% от тарифа городского населения.

Между тем перекрестное субсидирование скорее противоречит реальным интересам населения: переплачивая за электричество, предприятия закладывают эти расходы в еще большем объеме в цены своих товаров и услуг; в результате, население несет еще большие расходы на товары и услуги.

В отличие от ценообразования на основе издержек, на свободном рынке электроэнергии цены формируются на основе спроса и предложения, и могут не учитывать фактические издержки энергетических компаний. Тем самым риски, связанные с неэффективной работой предприятия, лежат на продавце, а не на покупателе, как это происходит при ценообразовании, привязанном к издержкам.

Регулируемое ценообразование при конкурентной модели электроэнергетики несколько отличается от регулирования цен в условиях абсолютной государственной монополии в отрасли. Методики регулирования цен (тарифов) при конкурентной модели, как правило, содержат ограничения для «ценового произвола», в частности, учитывают конъюнктуру свободного рынка, содержат запрет или ограничения на перекрестное субсидирование, предусматривают лимитирование цен (тарифов) вместо их непосредственного установления и т. д.

Следовательно, наибольшая либерализация цен происходит при формировании конкурентной модели электроэнергетики. Конкурентная модель предполагает либерализацию цен в потенциально конкурентных сферах и сохранение ценового регулирования в сферах естественных монополий. Однако на практике во многих странах допускаются некоторые исключения из этой идеальной схемы: освобождая цены генерирующих и сбытовых компаний, государство оставляет за собой право регулировать их в некоторых частных случаях. Подобный подход характерен и для реформы в России.


Бесплатная юридическая консультация:

Большинство субъектов конкурентного оптового рынка могут выбирать между двумя основными механизмами свободного ценообразования:

свободное определение цен и объемов поставки в рамках двусторонних договоров купли-продажи электроэнергии; равновесная цена, которая в отличие от цен двусторонних контрактов, определяемых сторонами договора, складывается в результате сопоставления любого числа ценовых заявок поставщиков и покупателей электроэнергии, которые свободны в определении цены, указываемой в этих ценовых заявках.

Источник: http://pricinginfo.ru/publ/praktika_cenoobrazovanija/cenoobrazovanie_v_ehnergetike/formirovanie_tarifov/

Общие вопросы ценообразования в энергетике

Цена – это фундаментальная экономическая категория, которая представляет собой денежную стоимость единицы товара.

Цена – это количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель купить товар.


Бесплатная юридическая консультация:

Ценообразование – процесс формирования цен на товары, характеризуемый методами, способами установления цен.

Одной из разновидностей цен являются тарифы на различные виды энергии, транспортные, почтово-телеграфные, коммунальные, таможенные услуги, услуги связи.

Тариф – это система ставок, определяющая размер платы за различные услуги (цена услуг).

Главное отличие электроэнергии, транспортных, почтово-телеграфных и других услуг – процесс производства и процесс потребления этих видов продукции совпадают во времени, т.е. происходят одновременно.

Особенности ценообразования на рынках энергии


Бесплатная юридическая консультация:

Ценообразование в энергетике ‒ это процесс формирования системы тарифов (цен) на рынке энергии и мощности, приемлемых для расчетов за электрическую, тепловую энергию и соответствующие услуги.

Слово «тариф» происходит от названия небольшого города Тарифа близ Гибралтарского пролива. Во время владычества над обоими берегами пролива арабы взимали в Тарифе по особой таблице сбор со всех судов, проходивших через пролив, соответственно качеству и количеству груза. Впоследствии таблицы для взимания разного рода сборов, в том числе и таможенных, стали применяться и в других странах, и слово «тариф» вошло во всеобщее употребление.

Сегодня тариф – это система ставок платы (платёж) за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемые компаниям, организациям, фирмам и учреждениям. К категории тарифов относят также системы ставок оплаты труда.

Различают две основные системы ценообразования:

рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и


Бесплатная юридическая консультация:

централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами.

В энергетической отрасли действуют обе системы ценообразования, а характер взаимодействия спроса и предложения определяется типом модели рыночных отношений.

Цены на энергетическую продукцию называют тарифами (по аналогии с отраслями, оказывающими услуги производственного характера: связь и транспорт).

Тарифы на электроэнергию – это дифференцированные цены. Они занимают промежуточное положение между тарифами на услуги и ценами на материальные блага, поскольку энергия обладает свойствами как услуг, так и материальных благ.

Услуги, как и всякий товар, обладают полезностью, стоимостью (т.к. требуют затрат на производство и реализацию), обладают определенным качеством и, следовательно, могут обладать и ценой. Однако услуги невозможно ощутить физически, накопить, перемещать. Электроэнергию можно ощутить физически (в какой-то мере), перемещать (передавать) на расстояние и накопить (но пока что в очень ограниченных объемах).

Бесплатная юридическая консультация:

Тарифы, или тарифные ставки устанавливаются дифференцированно по видам потребителей (население, сельское хозяйство, промышленность, общественные организации) и в зависимости от режима энергопотребления.

Т.е. тарифы ‒ это стоимость единицы продукции или услуги, по которой осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию и оказываемые услуги.

В электроэнергетике товаром особого рода, и, следовательно, предметом спроса, является не только электрическая и тепловая энергия, но и мощность.

В систему тарифов (цен) на рынках энергии и мощности входят:

— тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке и/или их предельные (минимальные или максимальные) уровни;

— тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) на розничном рынке;


Бесплатная юридическая консультация:

— тарифы (размер платы) за услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии и на розничном рынке тепловой энергии.

Факторы, влияющие на величину тарифов

В процессе формирования тарифов на электро- и теплоэнергию учитываются:

— особенности процессов производства и потребления энергии,

— особенности их как товара и


Бесплатная юридическая консультация:

— особенности рынка энергии и мощности.

Особенности процессов производства и потребления энергии, влияющие на величину тарифа:

— невозможность складирования энергии при совпадении во времени процессов ее производства, передачи и потребления вызывает необходимость поддержания генерирующих мощностей и ЛЭП в работоспособном состоянии;

— дополнительно в тарифе должны учитываться затраты на содержание резервных мощностей, необходимых для обеспечения надежного энергоснабжения. Чем большую надежность энергоснабжения обеспечивает энергоснабжающая организация, тем значительнее затраты на содержание резерва и тем выше должна быть плата за услуги по обеспечению системной надежности.

Особенности электрической (тепловой) энергии как товара и услуг на рынке, учитываемые при формировании тарифов:


Бесплатная юридическая консультация:

— электроэнергия – это товар, который, в любой момент времени должен обладать определенным качеством (напряжением, частотой, синусоидальностью и др.), соответствующим нормативным величинам, поддержание которых требует дополнительных затрат;

— даже при одинаковых качественных параметрах электроэнергии тариф может быть различным в зависимости не только от цены топлива, типа и параметров энергетического оборудования, но и от времени производства энергии (базисная или пиковая, летняя, зимняя энергия), надежности энергоснабжения, географического размещения потребителей.

Особенности рынка энергии и мощности:

— образование новых субъектов рынка энергии и мощности – электросетевых и сервисных компаний ‒ привело к выделению самостоятельных видов услуг (по передаче энергии и мощности по электрической сети, по распределению энергии по региональным (локальным) сетям, по ремонту, по сбыту энергии, по диспетчеризации, коммерческих услуг оператора оптового рынка электроэнергии, услуг по поддержанию системной надежности) и формированию платы за оказание каждого вида услуг.

Принципы формирования тарифов на электро- и теплоэнергию


Бесплатная юридическая консультация:

Основополагающими принципами формирования тарифа для любого условно-замкнутого рынка являются:

— принцип сохранения балансов поставок (покупки) и отпуска (продажи) энергии (материальный баланс);

— принцип получения необходимой валовой выручки (НВВ) для осуществления данного вида деятельности (стоимостной баланс).

Необходимая валовая выручка – экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Основной принцип ценообразования заключается в том, что тарифы должны базироваться на полных издержках энергоснабжения, то есть на так называемой стоимости обслуживания. Каждый потребитель должен полностью оплачивать затраты энергоснабжающей организаций, связанные с его энергоснабжением, и обеспечивать необходимую для развития компании прибыль.


Бесплатная юридическая консультация:

В основе формирования тарифов на энергию также лежат принципы:

— государственное регулирование тарифов в естественно-монопольной сфере деятельности (диспетчеризация, передача, распределение энергии) и переход к свободным рыночным ценам в конкурентной сфере (генерация);

— формирование тарифов (цен) исходя из обязательного раздельного учета объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче, сбыту энергии.

Основные требования к системе тарифов

Система тарифов должна отвечать следующим основным требованиям:


Бесплатная юридическая консультация:

— обеспечение энергетической компании финансовыми ресурсами для покрытия текущих и инвестиционных затрат;

— соответствие тарифов дифференцированной стоимости обслуживания разных категорий потребителей;

— стимулирование снижения издержек производства, передачи, распределения и реализации энергии;

— рационализация режимов потребления электро- и теплоэнергии и снижение потерь в сетях, стимулирование потребителей в снижении нагрузки в часы максимальных пиковых нагрузок в энергосистеме и повышении ее в часы ночных провалов в графике нагрузки;

— повышение эффективности энергоиспользования, стремление максимально заинтересовать потребителей в энергосбережении и рациональном расходовании электро- и теплоэнергии;


Бесплатная юридическая консультация:

— приемлемость тарифов для производителей и потребителей энергии;

— обеспечение социальной защиты малообеспеченных слоев населения;

— простота измерений энергопотребления и расчетов с потребителями;

— стимулирование спроса на энергию отдельных групп потребителей;

— ясность тарифов по своей цели и понятность потребителям энергии;


Бесплатная юридическая консультация:

— гибкость тарифной системы с дифференциацией тарифов по группам потребителей, по территориальным, временным зонам, по видам энергоносителей, качественным параметрам, надежности энергоснабжения.

Методы установления тарифов в сфере регулируемой деятельности

Регулируемая деятельность– деятельность в сфере производства, передачи, распределения и продажи электрической энергии (мощности) и /или тепловой энергии (мощности), подлежащая государственному регулированию в соответствии с законом.

Установление тарифов в сфере регулируемой деятельности базируется на применении следующих методов:

— метод экономически обоснованных расходов (затрат);


Бесплатная юридическая консультация:

— метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала;

— метода индексации тарифов.

194.48.155.252 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock! и обновите страницу (F5)очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/19_57482_obshchie-voprosi-tsenoobrazovaniya-v-energetike.html


Бесплатная юридическая консультация:

Энергетические тарифы

Петер Даннбринг AF International AB

Чрезвычайно важно, чтобы население имело достаточный уровень теплового комфорта за минимальную плату и с минимальным воздействием энергетики на окружающую среду. Однако в условиях свободной рыночной экономики это весьма затруднительно, поскольку каждый участник рынка стремится максимально использовать рыночную конъюнктру для своей собственной выгоды. Для того чтобы достичь указанной цели, необходима твердая политическая линия в энергетике, в также планирование и регулирование деятельности естественных монополий. Как дополнительное средство, большую пользу могут принести и кампании по распространению информации, но ограничиваться только такими мерами нельзя. Еще более важно, чтобы тарифы, которые являются в какой-то степени связующим звеном между компаниями-владельцами тепловых сетей — и потребителем, давали правильную информацию о ценовых тенденциях. Это должно побудить участников рынка способствовать развитию наиболее дешевых моделей энергоснабжения для всего населенного пункта и по мере возможности снижать затраты при сооружении систем отопления и горячего водоснабжения.

Системы тепловых сетей значительно отличаются друг от друга, поэтому фактически невозможно установить единую универсальную систему тарифов., которая была бы приемлема для всех компаний-владельцев тепловых сетей. В связи с этим, необходима разработка такой тарифной системы, которая учитывала бы все возможные технические и юридические предпосылки, а также исторически сложившиеся тенденции в каждом конкретном случае.

Ценообразование является одним из важнейших факторов, определяющих жизнеспособность предприятий тепловых сетей. Главной целью ценообразования на таких предприятиях является покрытие затрат и самофинансирование. Предприятия тепловых сетей должны быть также готовы к конкуренции со стороны других служб отопления.

Тарифы на тепло должны покрывать все затраты на производство и поставку тепла потребителю, как переменные, так и постоянные эксплуатационные затраты, а также стоимость капитала. Доходы от продаж тепла по тарифам должны обеспечить для производителя финансирование необходимых инвестиций в ремонт и замену котельных, тепловых сетей и оборудования, так же как и инвестиции в будущее развитие предприятия.


Бесплатная юридическая консультация:

Цены на тепло, поставляемое предприятиями тепловых сетей, должны быть конкурентоспособными по сравнению с альтернативными системами отопления, доступными потребителю в момент принятия решения — присоединяться или не присоединяться к тепловым сетям.

Тепловые сети представляют собой разновидность “естественной монополии”. Это означает, что свобода выбора у потребителя ограничена, как правило, одной организацией или компанией, если решение о присоединении к тепловым сетям уже принято. Возможность выбора другого поставщика тепла скорее всего остается, но она может быть ограничена требованиями экономической выгоды или политическими соображениями. Как правило, законодательство отдельных стран предъявляет особые требования к компаниям, работающим в отраслях, которые могут быть охарактеризованы, как естественные монополии.

Примеры таких требований и органический могут быть следующие:

· Компании не дозволяется получать прибыль от инвестиций, за исключением прибыли, используемой для будущих инвестиций. Это положение действует обычно в применении к муниципальным организациям.

· Цены ограничиваются уровнем цен основного альтернативного способа отопления.


Бесплатная юридическая консультация:

· Договор с потребителем должен удовлетворять специальным требованиям, как например, требованию о том, что поставщик обязуется не использовать монопольный характер своей продукции так, что это может нанести ущерб потребителю.

· Обязательным для деятельности предприятий по производству тепла является наличие разрешения властей.

Два первых положения прямо влияют на определение тарифов. В дальнейшем будет показано, какое воздействие эти положения оказывают на структуру тарифов, особенно когда обсуждается вопрос о твердых затратах.

Цель тарифов и предъявляемые к ним требования

Основной политической целью разработки цен на энергию является эффективная экономия ресурсов общества. Это означает, что цены создают баланс между спросом и предложением. Другой высокоприоритетной целью является повышение эффективности мер по экономии энергии. Третья цель, к которой в последнее время проявляется особый интерес, — способствовать более широкому внедрению возобновляемых источников энергии.

Собственно говоря, основные требования муниципальных властей к тарифам следующие:

· производители тепла не должны создавать сверхприбыли, но и не должны терпеть убытков;

· все жители должны иметь равные условия теплоснабжения.

И, наконец, муниципалитеты обязаны разрабатывать энергетические планы на будущее, чтобы поддерживать меры по экономии энергии и обеспечению надежности снабжения теплом.

Основным требованием к тарифам, с точки зрения производителя тепла, является то, чтобы тарифы предусматривали получение достаточной прибыли от продажи тепла и обеспечение надежной будущности компании. Помимо покрытия затрат, цены должны устанавливаться таким образом, чтобы обеспечить конкурентоспособность предприятий тепловых сетей по сравнению с альтернативными методами теплоснабжения. К требованиям производителей относятся также возможность регулирования тарифов в зависимости от затрат, ясность и понятность системы тарифов.

Потребитель также заинтересован в том, чтобы систему установления тарифов было нетрудно понять. Помимо этого, потребитель требует, чтобы информация о ценах была истинной, производители тепла не получали ничем не оправданную сверхприбыль, и чтобы система тарифов обеспечивала возможность сравнения затрат при использовании различных типов энергии.

При выборе структуры тарифов можно сформулировать больше количество целей, задач и требований. Среди них необходимо перечислить следующие. Тарифы должны:

· покрывать затраты предприятий тепловых сетей;

· обеспечивать предприятиям тепловых сетей конкурентоспособность по сравнению с другими способами теплоснабжения;

· точно отражать затраты;

· предполагать возможность сотрудничества с потребителем;

· стимулировать совершенствование оборудования потребителя;

· стимулировать стремление потребителя экономить энергию;

· не ограничивать свободу действий производителя при выборе стратегии управления тепловыми сетями;

· обеспечивать приемлемый уровень затрат на измерения и регулировку оборудования потребителя;

· быть ясными и понятными;

· обеспечивать легкость применения их на практике.

Некоторые из этих требований могут противоречить друг другу. Например, высокий уровень тарифов заметно влияет на конкурентоспособность тепловых сетей по отношению к альтернативным методам теплоснабжения. Другие требования действуют в одном направлении. Например, ясные и понятные тарифы могут быть условием разумного использования энергии.

Проведение необходимых измерений и расчетов не должны заметно увеличивать стоимость тепла. Клиент должен иметь финансовую выгоду от реализации мер по экономии энергии и снижению затрат на предприятиях тепловых сетей.

Даже при взимании платы по установленным тарифам очень полезно постоянно проверять, насколько удачны принципы, положенные в их основу. Изменение технического состояния тепловых сетей может мотивировать необходимость изменения тарифов. Влиять на тарифы могут и новые методы измерения потока в тепловых сетях или новая техника регулирования оборудования конечного потребителя, как и изменения в процессе производства энергии.

Тарифы обычно включают в себя плату подключения к тепловым сетям и плату, компенсирующую постоянные годовые и переменные затраты. Цены на тепло рассчитываются, исходя из переменных, постоянных и капитальных затрат предприятия тепловых сетей. Понятно, что цены на тепло, поставляемое предприятиями тепловых сетей, должны покрывать их затраты. Помимо этого, предприятие заинтересовано в том, чтобы покрыть и предстоящие затраты, связанные с созданием основы для будущих инвестиций, а также в том, чтобы снять финансовое напряжение на предприятии. Цены должны быть основаны в большей степени на оценке предстоящих затрат, чем на подсчете эксплуатационных затрат за истекший период. Реальные цены за предыдущий год вряд ли являются приемлемым исходным пунктом для формирования долговременных тарифов на будущее. Это особенно справедливо в отношении капитальных затрат. Ранее, при централизованной плановой экономике, стоимость имущества на балансе предприятия могла составлять лишь часть текущих затрат из-за высокого уровня инфляции за последние годы и искусственно заниженных цен в прошлом.

Тарифы тепловых сетей должны покрывать производство тепла и его поставку. Важнейшими компонентами затрат являются следующие:

· плановый ремонт и эксплуатация;

Требование, чтобы регулирование тарифов осуществлялось в соответствии с первичными затратами, основано в первую очередь на том, что в тарифах должно быть отражено реальное соотношение между постоянными ежегодными и переменными затратами. Основной принцип, который необходимо соблюдать, заключается в том, что это соотношение должно быть таким же, как и на предприятии, производящем тепло.

Важно также учитывать и структуру затрат на предприятии тепловых сетей. Как правило, в естественных монополиях велика доля инвестиционных затрат, и предприятия тепловых сетей не являются исключением из этого правила. В среднем в структуре затрат таких предприятий приблизительно одна треть приходится на капитальные затраты, треть — на топливо и электроэнергию и оставшаяся треть связана с выплатой зарплаты, текущими ремонтами, страхованием и т.д.

Существуют различные виды тарифов. Некоторые из них перечислены ниже:

Альтернативные тарифы . Тарифы тепловых сетей, которые по своим размерам и структуре учитывают затраты потребителя при использо

Источник: http://www.rosteplo.ru/Tech_stat/stat_shablon.php?id=434

Тарифы на электрическую энергию

Тарифы на услуги электроснабжения установлены с 01.04.2015г. согласно Приказу Министерства Угля и Энергетики Донецкой Народной Республики от 27.03.2015г. №51 «О тарифах на электроэнергию, которая отпускается населению» до появления иных нормативных распорядительных актов и утверждены Указом Главы Донецкой Народной Республики от 17.04.2015г. №147 «О тарифах на электроэнергию, которая отпускается населению».

Тарифы на электроэнергию, которая отпускается населению

Тариф за 1кВт*ч, рос. коп.

Электроэнергия, которая отпускается:

за объем, потребленный до 150 кВт*ч электроэнергии в месяц (включительно)

за объем, потребленный более 150 кВт*ч до 800 кВт*ч электроэнергии в месяц (включительно)

за объем, потребленный более 800 кВт*ч электроэнергии в месяц

для многодетных, приемных семей и детских домов семейного типа независимо от объемов потребления электроэнергии

1.2. Населению, которое проживает в сельской местности:

за объем, потребленный до 150 кВт*ч электроэнергии в месяц (включительно)

за объем, потребленный более 150 кВт*ч до 800 кВт*ч электроэнергии в месяц (включительно)

за объем, потребленный более 800 кВт*ч электроэнергии в месяц

для многодетных, приемных семей и детских домов семейного типа независимо от объемов потребления электроэнергии

1.3. Населению, которое проживает в жилых домах (в том числе в жилых домах гостиничного типа и общежитиях), оборудованных установленным порядком кухонными электроплитами (в том числе в сельской местности):

за объем, потребленный до 250 кВт*ч электроэнергии в месяц (включительно)

за объем, потребленный более 250 кВт*ч до 800 кВт*ч электроэнергии в месяц (включительно)

за объем, потребленный более 800 кВт*ч электроэнергии в месяц

для многодетных, приемных семей и детских домов семейного типа независимо от объемов потребления электроэнергии

1.4. Населению, которое проживает в жилых домах (в том числе в жилых домах гостиничного типа и общежитиях), оборудованных установленным порядком электронагревательными установками или электронагревательными установками и кухонными электроплитами (в том числе в сельской местности):

1.4.1. В период с 01 мая по 30 сентября (включительно)

за объем, потребленный до 250 кВт*ч электроэнергии в месяц (включительно)

за объем, потребленный более 250 кВт*ч до 800 кВт*ч электроэнергии в месяц (включительно)

за объем, потребленный более 800 кВт*ч электроэнергии в месяц

1.4.2. В период с 01 октября по 30 апреля (включительно)

за объем, потребленный до 5000 кВт*ч электроэнергия в месяц (включительно)

за объем, потребленный более 5000 кВт*ч электроэнергии в месяц

1.4.3. Для многодетных, приемных семей и детских домов семейного типа независимо от объемов потребления электроэнергии

1.5. Населению, которое проживает в многоквартирных домах, не газифицированных природным газом и в которых отсутствуют или не функционируют системы централизованного теплоснабжения

1.5.1. В период с 01 мая по 30 сентября (включительно)

за объем, потребленный до 250 кВт*ч электроэнергии в месяц (включительно)

за объем, потребленный более 250 кВт*ч до 800 кВт*ч электроэнергии в месяц (включительно)

за объем, потребленный более 800 кВт*ч электроэнергии в месяц

1.5.2. В период с 01 октября по 30 апреля (включительно)

за объем, потребленный до 5000 кВт*ч электроэнергии в месяц (включительно)

за объем, потребленный более 5000 кВт*ч электроэнергии в месяц

1.5.3. Для многодетных, приемных семей и детских домов семейного типа независимо от объемов потребления электроэнергии

1.6. Населению, которое рассчитывается с энергоснабжающей организацией по общему расчетному средству учета и объединено путем создания юридического лица (кроме общежитий)

1.7. Общежитиям (которые попадают под определение «население, которое рассчитывается с энергоснабжающей организацией по общему расчетному средству учета и объединено путем создания юридического лица»)

1.8. Общежитиям (которые попадают под определение «население, которое рассчитывается с энергоснабжающей организацией по общему расчетному средству учета и объединено путем создания юридического лица») в сельской местности

1.9. Населению, которое рассчитывается с энергоснабжающей организацией по общему расчетному средству учета и объединено путем создания юридического лица и проживает в жилых домах (в том числе в жилых домах гостиничного типа), оборудованных установленным порядком кухонными электроплитами и/или электрообогревательными установками (в том числе в сельской местности), кроме общежитий

1.10. Общежитиям (которые попадают под определение «население, которое рассчитывается с энергоснабжающей организацией по общему расчетному средству учета и объединено путем создания юридического лица»), которые расположены в домах, оборудованных установленным порядком кухонными электроплитами и/или электрообогревательными установками (в том числе в сельской местности)

2. Электроэнергия, которая отпускается потребителям приравненным к населению

1. Электрическая энергия, которая потребляется в многоквартирных домах и общежитиях на технические цели (работу лифтов, насосов и замково-переговорных устройств, которые принадлежат собственникам квартир многоквартирного дома на правах совместной собственности) и освещения дворов, лестниц и номерных знаков, отпускается по тарифу 83,88 коп. за 1 кВт*ч.

2. Электрическая энергия, которая потребляется в многоквартирных домах и общежитиях, расположенных в сельской местности, на технические цели (работу лифтов, насосов и замково-переговорных устройств, которые принадлежат собственникам квартир многоквартирного дома на правах совместной собственности) и освещения дворов, лестниц и номерных знаков, отпускаются по тарифу 77,52 коп. за 1 кВт*ч.

3. Электрическая энергия, которая потребляется в дачных и дачно-строительных кооперативах, садоводческих товариществах, гаражно-строительных кооперативах на технические цели (работу насосов) и освещения территории, отпускается по тарифу 83,88 коп. за 1 кВт*ч.

Источник: http://rst-dnr.ru/tarifyi-na-elektricheskuyu-energiyu/

Тарифы в энергетике

Целью любой интегрированной экономической системы является повышение эффективности деятельности входящих в нее элементов за счет системного эффекта, который может достигаться путем координации важнейших финансовых рычагов системного взаимодействия всех участников. К числу таких рычагов можно отнести цены, рентабельности, структуру затрат участников, налоговые поступления. Активное влияние на эффективность функционирования и развития субъектов системы, а также на эффективность внешней среды оказывает уровень тарифов и цен. Уровень тарифов и цен в системах, являющихся товаропроводящими комплексами, особенно при продвижении массовых товаров, определяет эффективность функционирования и развития всей национальной экономики.

Электроэнергетика является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, определяющих экономическое и социальное развитие страны.

Совокупность электростанций, электрических и тепловых сетей, связанных между собой общностью режима в непрерывном процессе производства, преобразования и распределения электроэнергии и теплоты при общем административно-техническом и диспетчерском управлении этим режимом, образует энергетическую систему. Несколько энергетических систем образуют объединенную энергетическую систему.

Под ценообразованием в электроэнергетике подразумеваются принципы и конкретные механизмы формирования цен и тарифов. Различают два важнейших вида ценообразования:

  • ­ регулируемое государством, которое существует в различных вариантах: государственные органы устанавливают абсолютное значение цен (тарифов) либо методологию их определения;
  • ­ конкурентное (рыночное, свободное) ценообразование, при котором цены формируются на основе спроса и предложения без вмешательства государственных регулирующих органов; однако нередко государство ограничивает конкурентные цены верхним и нижним пределами.

Применение этих видов ценообразования зависит от модели электроэнергетики, сравнительная характеристика которых представлена на рисунке 1.

В настоящее время электроэнергетика России функционирует в условиях переходного периода реформирования: происходит трансформация прежней вертикально-интегрированной модели электроэнергетики в конкурентную. Вслед за разделением РАО «ЕЭС России» и региональных АО-энерго на специализированные компании, предусматривается горизонтальная интеграция новых компаний регионального уровня в более крупные межрегиональные.

При всем разнообразии моделей развития электроэнергетики в разных странах, реформа отрасли всегда затрагивают практику ценообразования. Однако и при самой либеральной модели, как правило, наряду с рыночным ценообразованием в отрасли существуют сферы ценового регулирования.

В случае если регулируемое ценообразование преобладает (как, например, в переходный период реформирования электроэнергетики в России) уровень цен конкурентного рынка в существенной мере зависит от уровня регулируемых цен.

При вертикально-интегрированной модели отрасли практически все цены регулируются государством. В отсутствие свободного рынка, цены оторваны от спроса и предложения и формируются директивно.

Перекрестное субсидирование населения обусловлено, как правило, политическими соображениями: нежеланием резко повышать тарифы на электроэнергию, что крайне болезненно воспринимается избирателями. Кроме того, ликвидация перекрестного субсидирования требует параллельной перестройки системы социальных гарантий, для чего также необходимо время. По этим причинам перекрестное субсидирование населения в странах с переходной экономикой обычно ликвидируется постепенно.

Между тем перекрестное субсидирование скорее противоречит реальным интересам населения: переплачивая за электричество, предприятия закладывают эти расходы в еще большем объеме в цены своих товаров и услуг; в результате, население несет еще большие расходы на товары и услуги. Чтобы уйти от перекрестного субсидирования в России, в 2005 году повышены тарифы населению на 13%.

Потребители другой категории — «прочие потребители», — в которую также входят и промышленные предприятия, платят в зависимости от напряжения. Для «среднего напряжения» заложено минимальное повышение — на 6,7%.

В отличие от ценообразования на основе издержек, на свободном рынке электроэнергии цены формируются на основе спроса и предложения, и могут не учитывать фактические издержки энергетических компаний. Тем самым риски, связанные с неэффективной работой предприятия, лежат на продавце, а не на покупателе, как это происходит при ценообразовании, привязанном к издержкам.

Регулируемое ценообразование при конкурентной модели электроэнергетики несколько отличается от регулирования цен в условиях абсолютной государственной монополии в отрасли. Методики регулирования цен (тарифов) при конкурентной модели, как правило, содержат ограничения для «ценового произвола», в частности, учитывают конъюнктуру свободного рынка, содержат запрет или ограничения на перекрестное субсидирование, предусматривают лимитирование цен (тарифов) вместо их непосредственного установления и т.д.

Рисунок 1. Сравнение моделей электроэнергетики

Следовательно, наибольшая либерализация цен происходит при формировании конкурентной модели электроэнергетики. Конкурентная модель предполагает либерализацию цен в потенциально конкурентных сферах и сохранение ценового регулирования в сферах естественных монополий. Однако на практике во многих странах допускаются некоторые исключения из этой идеальной схемы: освобождая цены генерирующих и сбытовых компаний, государство оставляет за собой право регулировать их в некоторых частных случаях. Подобный подход характерен и для реформы в России.

Большинство субъектов конкурентного оптового рынка могут выбирать между двумя основными механизмами свободного ценообразования:
  • свободное определение цен и объемов поставки в рамках двусторонних договоров купли-продажи электроэнергии;
  • равновесная цена, которая в отличие от цен двусторонних контрактов, определяемых сторонами договора, складывается в результате сопоставления любого числа ценовых заявок поставщиков и покупателей электроэнергии, которые свободны в определении цены, указываемой в этих ценовых заявках [2].

Основным методом расчета регулируемых тарифов в России является метод экономически обоснованных затрат («издержки +»). При установлении тарифов организациям, осуществляющим регулируемую деятельность, величина необходимой валовой выручки делится на объем производства продукции, рассчитанного на основании сводного баланса производства и поставок электрической энергии в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Федерации, утвержденного федеральной энергетической комиссией российской федерации (далее ФЭК).

В результате распространены такие принципы ценообразования, как установление цен (тарифов) на основе издержек и перекрестное субсидирование.

Ценообразование на основе издержек предусматривает включение в цены (тарифы) фактических расходов, нередко всех. В результате у предприятий энергетики снижаются стимулы к повышению эффективности: ведь им компенсируют затраты, вне зависимости от эффективности работы. При этом в цены и тарифы может включаться инвестиционная составляющая — средства на капитальные вложения, объем которых, в отсутствие рыночных ограничителей и достоверной картины издержек производства, определяется столь же произвольно.

Перекрестное субсидирование заключается в искусственном занижении цен (тарифов) для населения за счет их завышения для промышленных предприятий, либо в искусственном перераспределении прибыли между разными видами деятельности в электроэнергетике.

Определение состава затрат и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации и методическими указаниями, утвержденными ФЭК.

Регулирующие органы обязаны включать в состав регулируемых тарифов расходы на топливо на основе удельных норм расхода на производство 1 кВт-ч. электрической энергии, утвержденных Министерством энергетики РФ по согласованию с ФЭК. При проведении расчетов тарифов стоимостные оценки потребляемых ресурсов определяются на основе: регулируемых государством цен и тарифов; цен, установленных на основании договоров, заключенных в соответствии с правилами закупок (конкурсов, торгов). При отсутствии договорных цен применяются прогнозные индексы цен в целом по отраслям промышленности, разрабатываемые Министерством экономического развития и торговли РФ.

В целях привлечения в электроэнергетику средств инвесторов, регулирующие органы предусматривают при установлении тарифов для новых электростанций и иных энергообъектов, инвестиционные проекты по техническому перевооружению или строительству, которые согласованы с регулирующими органами, доходность на вложенный капитал, установленный на уровне 1,1 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент утверждения тарифа, включать в состав тарифов. Период, в течение которого регулирующие органы обязаны включать в состав тарифов средства, связанные с возвратом капитала и получением прибыли на него, начинается с момента поступления средств на реализацию проекта до окончания срока окупаемости проекта. В том случае, когда финансирование проекта осуществляется в иностранной валюте, доходность на вложенный капитал определяется на уровне, рассчитанном на основе ставки предложения кредитных ресурсов на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR) в соответствии с методическими указаниями, утвержденными ФЭК по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации [3].

Определение уровня тарифов на электроэнергию в России и США методом «издержки +» имеет принципиальное различие, прежде всего, в определении величины прибыли в тарифе.

В США при методе установления прибыли в регулируемой цене сначала определяется тарифная база, которая измеряет величину капитала, используемого компанией для осуществления регулируемых видов деятельности.

Затем устанавливается «разумная и справедливая» норма прибыли на капитал. Такая норма прибыли равна стоимости привлеченного капитала (его альтернативным затратам). Разумная норма прибыли, которую регулирующий орган разрешает регулируемой компании, устанавливается на уровне нормы прибыли в конкурентных отраслях со сходным хозяйственным риском. Дозволенная норма прибыли должна быть достаточной, чтобы удержать капитал в данной сфере применения. Так, если у компании 60% используемого капитала составляет акционерный капитал (а разумный уровень дивидендов 15%) и 40% — заемный капитал (8% по облигациям), то разумная норма прибыли составит: 0,6 х 15%+0,4 х 8%=12,2%.

Регулируемая цена равна текущим затратам производства плюс прибыль, исчисленная по ставке разумной прибыли, примененной к установленной тарифной базе [3].

Важно подчеркнуть, что отдельные элементы капитала включаются в тарифную базу, на основе которой может быть исчислена прибыль, лишь при условии, что они признаны регулирующим органом «используемыми и полезными». Не включаются в тарифную базу строящиеся объекты до ввода их в эксплуатацию.

Таким образом, принципиальное различие между отечественной и зарубежной практикой учета капиталовложений при ценообразовании заключается в том, что в мировой практике в цене продукции учитывается стоимость привлечения действующего капитала, а в России в цене учитывается полная величина предстоящих капиталовложений.

В российской практике «потребность в прибыли» определяется как сумма прибыли, требующейся, прежде всего, для осуществления планируемых производственных капиталовложений, финансирования социальной сферы предприятий, выплаты налогов. [3].

Кроме того, согласно методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов от 31 июля 2002 г. наряду с указанными выше элементами включаются еще дивиденды на акционерный капитал и прибыль на поощрение, процент за пользование кредитом и др. элементы, при этом ограничение на прибыль не накладывается, что противоречит основам правильных экономических исчислений. Реализация такой схемы означает, что электроэнергетика будет поставлена в льготные условия в сравнении с нерегулируемым сектором экономики, в котором конкуренция ограничивает и выравнивает норму прибыли предприятий, а акционеры распределяют «заданную» прибыль между дивидендами и накоплениями [3].

Оценка влияния повышения тарифов естественных монополий, включая тарифы на электроэнергию, а также цен на энергоресурсы на потребительские цены является серьезным вопросом как для самих естественных монополий, так и для органов государственного управления, которые, индексируя тарифы опережающими инфляцию темпами, декларируют обязательства удержать темпы роста цен в рамках заложенных в федеральном бюджете показателей.

Институтом Экономики переходного периода проводилась оценка влияния повышения тарифов на цены и объемы производства в отраслях экономики за период с 1995 по 2001 год. Исследования по прогнозированию последствий повышения тарифов естественных монополий базировались на работах Nordhaus W. D., Arrow K. J., Kindahl J., Stigler, G.J., Eckstein, O., Wyss D., Straszheim, D. H., Straszheim, M. R., Wolak, F.A., Patrick, R.H.. Для оценок использовались данные Госкомстата РФ и ЦБ РФ.

Оценка влияния повышения тарифов на потребительские цены, в частности, на цены товаров, входящих в стандартную потребительскую корзину, а также на цены на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), показала следующее.

Для темпов прироста индекса потребительских цен (ИПЦ) тарифы на электроэнергию оказывают статистически значимое (на 10% уровне значимости) влияние на всем рассматриваемом периоде. Эластичность влияния тарифов на электроэнергию на индекс потребительских цен составляет 0,05-0,08.

Тарифы на электроэнергию оказывают влияние на динамику цен на ЖКУ: рост тарифов на электроэнергию на 1% приводит к росту цен на ЖКУ приблизительно на 0.55%.

Оценки моделей для темпов опережения прироста цен на ЖКУ над темпами прироста ИПЦ от соответствующих превышений темпов прироста тарифов над ростом потребительских цен и цен производителей показали, что превышение темпов прироста тарифов на электроэнергию над темпом прироста ИПЦ на 1 п.п. обусловливает превышение темпа прироста цен на ЖКУ над темпом прироста ИПЦ на 0.72 п.п.

Результаты оценок зависимости для превышения тарифов над ценами производителей в среднем по промышленности показали, что превышение тарифов на электроэнергию над средними ценами производителей оказывает статистически значимое влияние на превышение темпов прироста цен на ЖКУ над темпом прироста ИПЦ. Эластичность такой зависимости составляет около 0,795.

Оценка влияния повышения тарифов на электроэнергию на цены производителей в промышленности, как в целом, так и по отдельным отраслям показала что, электроэнергия является одним из основных факторов производства в промышленности, особенно в таких энергоемких отраслях, как черная и цветная металлургия, соответственно, в этих отраслях высока доля затрат на электроэнергию. С учетом того, что значительная часть предприятий в РФ оснащена устаревшим оборудованием и ограничена в инвестиционных ресурсах для внедрения современных энергосберегающих технологий, можно предположить, что спрос на электроэнергию низкоэластичен, то есть потребление электроэнергии незначительно меняется при изменении тарифов. При увеличении тарифов происходит увеличение издержек предприятий и, как следствие, рост цен на продукцию.

Оценки для топливной промышленности говорят в пользу наличия положительного влияния темпов прироста тарифов на электроэнергию на темпы прироста цен производителей в этой отрасли (рост тарифов на электроэнергию на 1% приводит к увеличению цен производителей в топливной промышленности на 0,17%).

В целом можно отметить, что статистически значимое влияние тарифов на электроэнергию наблюдается для цен производителей в топливной, химической промышленности и машиностроении, при этом можно отметить, что коэффициенты при тарифах на электроэнергию выше по сравнению с коэффициентами при тарифах на газ, грузовые железнодорожные перевозки и ценами на бензин. Это отражает значительную долю расходов на электроэнергию в структуре затрат этих отраслей и характеризует величину влияния изменения тарифов на цены производителей, — рост тарифов на 1% приводит к росту цен производителей на величину от 0,06% в машиностроении до 0,36% в химической промышленности.

Оценка влияния повышения тарифов на электроэнергию на объем выпуска, в целом по экономике или по промышленности (оценка влияния на экономический рост), а также на объем выпуска отдельных отраслей показала следующее.

Значимое (отрицательное) влияние на темпы прироста индекса промышленного производства оказывают тарифы на электроэнергию, увеличение которых на 1% по оценкам модели приводит к сокращению выпуска на 0,18%.

Тарифы на электроэнергию в рассматриваемом периоде оказывают значимое отрицательное влияние на темпы прироста производства в цветной металлургии и машиностроении (коэффициенты составляют -0,39 и -0,58 соответственно).

В дополнение к этому в рамках исследования также проводился анализ влияния эффективных тарифов на электроэнергию на цены и выпуск в экономике, то есть тарифов с учетом сальдо дебиторской и кредиторской задолженности электроэнергетики в расчете на кВтч поставленной потребителям энергии. Анализ динамики взаимной задолженности показал, что, примерно с весны 1999 года, РАО стало чистым дебитором, кредитующимся за счет других секторов экономики. Это означает, что при принятии во внимание всего объема просроченных кредиторской и дебиторской задолженностей, эффективная цена электроэнергии с 1999 года в среднем стала превышать номинальную. На протяжении последних лет происходило ускоренное увеличение платежей за электроэнергию: увеличивая сальдо задолженности электроэнергетики перед экономикой и одновременно сокращая долю бартера в расчетах, РАО ЕЭС пыталось не только обеспечить дисциплину осуществления контрактных платежей, но и мобилизовать необходимые средства для решения проблем в отрасли при отстающей индексации тарифов [1].

Результаты исследований, проведенных Институтом Экономики переходного периода, доказывают, что изменение тарифов энергетической системы находит быстрое отражение в уровне цен всех отраслей экономики. А повышение цен в топливном комплексе, например, через определенное время возвращается обратно в виде удорожания материально-технических ресурсов в отрасли электроэнергетики, машиностроения и т.д. Следовательно, цены различных экономических систем взаимосвязаны и взаимозависимы. На каждом этапе производства и реализации эффект от повышения цен усиливается, что в экономике трактуется как мультипликативный эффект от повышения цен.

Вопросы ценовой тактики весьма актуальны в настоящее время, так как в тяжелых условиях хозяйствования последствия корректировки цен и тарифов болезненны для больших экономических систем и экономики страны в целом.

Одной из задач восстановления экономики является задача формирования доступных для потребителя конечных цен. Энергетические тарифы являются важнейшей составляющей полной цены конечного продукта, которая формируется как интегральный результат каждого последующего учета цен всех элементов предыдущих этапов. Естественно, что в этих условиях тарифы не должны быть предметом торга между монополистом и контролирующей его структурой, а должны определяться на основе четких проверяемых показателей с учетом интересов потребителей, особенно в сфере энергетической системы.

  1. http://www.iet.ru/publication.php?folder-id=44.
  2. http://www.rao-ees.ru/
  3. Цены и ценообразование: Учебник / Под ред. В.Е. Есипова. — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 560с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

Работа представлена на заочную электронную конференцию «Проектирование, строительство и эксплуатация электрических сетей»,октября 2005г. Поступила в редакцию 08.11.2005г.

Источник: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=4649

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн